Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 7

Евангелия и основанная на них церковная традиция не показывают никаких трений вообще между римлянами и евреями в Палестине. Все, что случается с Иисусом, происходит в еврейской среде; даже суд над ним, совершающийся под началом римского прокуратора, объясняется, как мы видим, как еврейский заговор. Придавая простым анекдотам внешнюю величественность, разрастающуюся в соответствии с замаскированными теологическими мотивами, церковная традиция набрасывает флер застывшего великолепия на то, что, мы знаем, было самой бурной эпохой.

Евангелия подавляют любую критику в адрес римлян. Само это слово, разумеется, встречается только раз (Ин. 11:48), и римлянам предназначено играть роль только дважды; сам Пилат и римский центурион, который, увидев Иисуса на кресте, называет его «Сыном Божиим» (Мк. 15:39).

А римляне, которые распяли много тысяч евреев, так что крест стал традиционным символом еврейского сопротивления римской власти, продолжают полностью игнорироваться авторами и редакторами евангелий. С другой стороны, фарисеи, отождествляемые с раввинами, главные оппоненты нарождающейся секты к тому времени, когда были составлены евангелия, более или менее постоянно осыпаются бранью (хотя в данном случае сквозь рутину апологетики проблескивают и многочисленные проявления противоположного).

Деяния апостолов (единственный христианский источник этого периода) также ничего не говорят об эпидемии насилия в Иудее I в. Римляне упоминаются редко; еврейские власти трактуются двусмысленно: последователи Иисуса описываются как возвышенно набожные, враждебность религиозных лидеров остается необъясненной. Все видится сквозь призму гораздо более поздней теологической пропаганды, целью которой является гармонизация и согласование всего материала. Никогда не ссылаются на обширные движения религиозно-политического недовольства, которые будоражили всю страну.

Именно глобальное изменение перспективы, присущей зарождению новой веры, инспирированной видением воскресшего Иисуса Симоном-Петром, подкрепленное реакцией новой секты на разгром евреев в 70 г., систематически искажало евангелие. Все основные идеи, которые обладали ранее в жизни евреев вполне конкретным значением — Царство Божье, Мессия, сын Давида, спасение, — были вырваны из их подлинного контекста национального восстания. Во время жизни Иисуса не проходило, должно быть, ни одного дня без какого-нибудь случая всеобщего возбуждения; уже простое присутствие римлян заключало в себе постоянную провокацию. Все это в евангелиях было замазано.

Набрасывать пелену гармонизации и теории происхождения на весь сложный процесс эволюции новой веры было естественной склонностью протохристианских общин. Документы благочестиво собирались, благочестиво просеивались, благочестиво подделывались, а результаты канонизировались. Их авторитет был установлен, подкреплен и обобщен; была придумана согласованность между историей и идеями, она сама по себе становилась канонизированной, авторитетной и исключительной. Обрывки реальной истории, содержавшиеся в первоначальных документах, были забыты, снова собраны и интегрированы в совершенно другую структуру. Реального осталось совсем мало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30