Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 20

Самое удивительное, что при обсуждении своей поездки в Иерусалим Савл совершенно не упоминает о двенадцати апостолах; он говорит только о трех «столпах», с кем он только и совещается: очевидно, они являются лидерами иерусалимской общины. То есть, даже если и была такая группа, как двенадцать, она больше не существовала в середине и, возможно, в конце 40-х гг. (44 или 48). Позже только Иаков, брат Иисуса, упоминается как лидер иерусалимской общины (Деян. 32:15 и след.).

Таким образом, утверждение, что были такие апостолы, является, очевидно, частью ранней церковной традиции. Это был способ, с помощью которого эта традиция придавала себе прочность.

Хотя «теориям» Церкви очень стара, она, следовательно, восходит только к тому времени, когда уже образовалась огромная пропасть между реальной жизненной основой и осознанием этой пропасти — то есть приблизительно к 100 г., когда еврейский Храм был уничтожен для целого поколения и когда сами последователи Иисуса быстро трансформировались в первую стадию того, что теперь можно назвать «христианами» или, возможно, только «протохристианами», поскольку, хотя Савл уже был принят и соответственно были заложены основы религии, организация самой Церкви все еще оставалась рудиментарной и неопределенной, а догма, которая была необходима — учение о Троице, — все еще не была установлена, возможно, только разрабатывалась.

Но поколение 100 г. осознало, что они были другими, поскольку это поколение, в сущности, происходило от исторического Иисуса, Симона-Петра, Иакова и Иакова и Иоанна — сыновей Зеведеевых, и осознало пропасть между ними и собой, думая о себе не как о втором звене связи в цепи поколений — возникшая пропасть делала это невозможным, — а как о третьем, то есть они должны были создать связь между собой и первым поколением. Это было то, что зафиксировало и расширило понятие «апостолов». Это стало «апостольской традицией», как если бы была такая традиция, связанная с исторической ситуацией.

Таким образом, традиционная дефиниция «апостольский век», заканчивающийся смертями Симона-Петра, Савла и, возможно, Иакова, основывается на том утверждении, что за несколько лет до 66 г. воспоминания, непосредственно исходившие от учеников Иисуса, еще были живы. Несмотря ни на что, эта «живая традиция» насчет Иисуса сама по себе состоит из утверждений, сделанных о ней самой традицией.

Следовательно, евангелия и Деяния, содержа в себе крупицы исторической реальности или возможности, как я уже указывал, больше не отражают обстоятельств реальной жизни Иисуса, а содержат в себе псевдотрадицию о них, воплощенную в почитаемых документах. Пригоршня того, что могло бы оказаться историческими воспоминаниями, была записана, и, поскольку реально жившее первое поколение начало вымирать, эта пригоршня осталась только в виде фрагментов, включенных в теологически окрашенные и адаптированные тексты, которые начали составляться в виде канона приблизительно в середине II в.

Даже самое раннее направление веры в Иисуса было выражено уже в двух различных стилях. Один был связан с простой традицией об Иисусе как еврейском Мессии, который жил в Палестине, был распят и, воскреснув, воссел одесную Бога; а вторая традиция была о воображаемом Иисусе, полностью лишенном всех земных атрибутов и воплощающем простой принцип, то есть традиция о том, что он умер и снова воскрес во славе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30