Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 15

Разумеется, именно этот кризис в римской общине последователей Иисуса и привел к данной композиции первого евангелия, Евангелия от Марка, автор которого решил эту проблему более чем адекватно. Он создал фактически образец, который все еще очаровывает сотни миллионов людей, знакомых с теорией евангелий и обширным культурным наследием, которое они подразумевают.

Мы уже видели, что в Палестине времен Иисуса наставление «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:13—17) было бы воспринято в реальной жизненной ситуации любым агитатором Царства Божьего как самоочевидно повстанческое. Для такого агитатора это значило бы безусловно, что Святая земля принадлежит только Богу и никакие язычники не могут пользоваться ею и в особенности что налогообложение, установленное в 6 г. н. э., является преступным. Но Марк помещает это наставление в такой контекст, в котором оно звучит так, будто Иисус поддерживал дань Риму. Он использует эту фразу как ответ Иисуса на ловушку, расставленную для него «фарисеями и иродианцами». Для римлян естественным было ожидать, что подчиненный народ платит дань, точно так же, как естественным было для агитатора Царства Божьего отказываться платить эту дань. Соответственно, перенося вопрос в иной контекст, создатель сюжета Евангелия от Марка устранил политический оттенок, который там был, и успокоил своих читателей из среды римских последователей Иисуса, поскольку война зелотов была выброшена из текста.

В общем, Марк изображает еврейские власти как враждебные Иисусу с самого начала: «фарисеи» вместе с «иродианцами» (про-римские иудеи, возглавляемые сыновьями Ирода Великого и управлявшие в то время Галилеей) составили заговор против Иисуса, хотя в конечном счете распятие было подстроено первосвященниками (Мк. 15:10—11).

К тому времени, когда евангелия были составлены, первосвященники вместе с культом Храма были устранены, но фарисейская традиция продолжала поддерживаться раввинами, которые теперь стали главной оппозицией новой секте. Таким образом, в подаче авторов Евангелия от Марка слово «фарисеи» обозначало еврейские власти в самом широком абсолютном смысле. Иисус, в свою очередь, поливает грязью все еврейские власти как культово, юридически и духовно бесплодные, даже порочные.

Враждебность к Иисусу, приписываемая еврейским властям, распространяется на весь еврейский народ, который не смог постичь, что некто, с кем они были знакомы с детства, достоин великой хвалы; отсюда комментарий Иисуса, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк. 6:1—6); еврейский народ как таковой обвиняется в ритуализме (Мк. 7:6—8) и в трагическом завершении этой истории: толпа евреев действительно требует смерти Иисуса и издевается над ним (Мк. 15:11 и след., 29—30).

Кроме того, Иисус описывается как отказавшийся от кровного родства не только со своим народом, но и со своей собственной семьей:

«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его . И отвечал им: Кто матерь Моя и братья Мои? . кто будет исполнять волю божью, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк. 3:31—35).

Короче говоря, Марк говорит нам, что одна только биология не имеет никакого значения; римские последователи Иисуса могут быть так же близки к Иисусу, как и его собственные родственники. Если мы вспомним важность династического фактора в появлении Иакова в иерусалимской общине перед римско-иудейской войной, то мы увидим полемический удар, нанесенный по семье Иисуса в то время, когда записывалось это евангелие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30