Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 17

Тот факт, что первоначальный автор основного плана Евангелия от Марка был вынужден, несмотря на свое нежелание, зафиксировать важную роль римлян, подтверждает фактическую историчность ответственности римлян за сам крест — «Царь Иудейский» — и доказывает тенденциозную искусственность подчеркивания Марком роли евреев.

Эта тема жизненно важна для Марка. Расширяя ее, он распространяется о том, как Иисус, будучи, конечно, сам евреем, не был оценен евреями и как он впечатляюще отрицал важность любого кровного родства.

С самого начала читателя информируют о том, что Иисус не следовал традиции, представленной «книжниками»; он, наоборот, «имел власть» (Мк. 1:22). Иисус, простив грехи паралитику, которого он только что исцелил, вызвал со стороны «книжников» обвинение в свой адрес в богохульстве (2:6—7). Затем он нападает на «книжников и фарисеев» за то, что те осуждали его за обед с «мытарями и грешниками», и, объясняя, что его ученики не постятся как «ученики Иоанновы и фарисейские», он прибегает к метафоре: «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани», «никто не вливает вина молодого в мехи ветхие», очевидно намереваясь убедить в устаревании иудаизма.

Эта метафора обладала неотразимой силой сразу после разрушения Храма, но не до того. Это придает яркую убедительность тому, что теперь стало историческим фактом: римские последователи Иисуса с большой примесью новообращенных и полуобращенных нашли решение проблемы, которая, как мы видим из эволюции идей Савла, должна была приобретать для них значение заранее; это — проблема авторитета Торы и еврейских традиций в целом.

Это мало связано с гораздо более поздней теорией организованной Церкви. В этом поколении после того, как возникла вера в воплощение, и с учетом того, что продолжало жить трансцендентальное понятие Царства Божьего, считалось само собой разумеющимся, что Иисус — Сын Божий, а не основатель новой религии.

Конечно, вполне возможно, что некоторые актуальные высказывания Иисуса могли быть втиснуты в развивающийся культ. В иудаизме Иисус, по-видимому, принадлежал к терпимой, небуквалистской школе Хиллеля, противостоявшей другой школе — Шам-мая; Савл, несомненно, учитывал неодобрительное отношение Иисуса к разводам, однако снисходительный взгляд Иисуса на прелюбодеяние — «пусть тот, кто без греха, первым бросит камень» — может, пожалуй, удивить своей мягкостью. Это может служить указанием на то, что он игнорировал некоторые аспекты Торы, а также на то, что он, конечно, говорил как «имеющий власть», а не как «книжники».

Но поскольку нет никакой записи о том, что Иисус в действительности сформулировал свое «кредо», то очевидно, что основные документы, содержащиеся в Новом Завете, были оформлены в систематический корпус верований лишь гораздо позднее. В эпоху авторов и редакторов евангелий это все еще откладывалось на будущее.

Фундаментальную тему Марка можно кратко подытожить так: евреи, как лидеры, так и народные массы, ответственны за смерть Иисуса; его близкие родственники считали его сумасшедшим; а апостолы, недопонимая, покинули его.

Сам Иисус выражает точку зрения, противоположную этому ряду негативов: он отвергает тех, кто отвергает его, подчеркивает, что почитание Бога для него важнее кровнородственных отношений, и осуждает шовинистические ограничения Симона-Петра, своего главного последователя. Короче говоря, Марк, изображая Иисуса в окружении евреев, извлекает его из этой среды и прославляет его как далеко превосходящего их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30