Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 4

Следовательно, писания Савла при его жизни, видимо, были пре-небрегаемы; фактически их раскопали в архивах нескольких местных общин только после разрушения Иерусалима. Именно тогда Савл появился как автор документов, которые могла использовать небольшая, все еще несколько бесформенная конгрегация, которая сократила его писания и вынуждена была отказаться от случайных посланий, состоящих из разрозненных обрывков.

Таковы были обстоятельства, которые следует учитывать при рассмотрении восхождения Савла, — вытеснение краткой традиции о действительной деятельности Иисуса в жизни комплексом новых идей, связанных с уникальной интерпретацией значения Иисуса. Из-за страстного темперамента Савла и его интеллектуальных способностей эти новые идеи могли, по крайней мере, быть представлены развивающейся бюрократической структурой церкви как корпус веры. Несомненно, главный акцент его мысли уникальным образом неправильно интерпретировался в течение длительного времени, почти с самого начала, но этим могли воспользоваться лидеры последующего поколения как интеллектуальной структурой для нарождающейся веры; затем за восстановление действительных копий его посланий боролись и собрали их, чтобы создать то, что теперь высокопарно называется Corpus Paulinum.

Негативным образом этот любопытный выверт эволюции соответствовал тотальному отсутствию каких-либо писаний, вообще чего бы то ни было, что сохранилось бы от иерусалимских последователей Иисуса. Правда, у них не было никакой потребности что-либо записывать — зачем? В конце концов, они укрепились, как они думали, на фундаменте издревле установленной религии; новизна их взглядов насчет Иисуса ни в какой мере не была чужда еврейству в целом. Кроме того, их надежды кристаллизовались в ожидании, осуществление которого считалось настолько близким, что в действительности казалось, будто для этого ничего не нужно делать. Это был просто аспект почти универсальной мессианской агитации против Римской империи. Даже если бы иерусалимские иисусисты призваны были играть стабилизирующую роль по отношению к небольшим таким же общинам в диаспоре, члены которых были признаны в качестве дружественных верующих, все равно не было никакой причины писать что-либо идеологическое.

Случайная конструкция Посланий Савла, нашего единственного авторитетного источника по зачаточной фазе христианства, приходящейся на период до разрушения еврейского общества в 70 г., и полное отсутствие каких-либо других источников до 70 г. указывают на то, что в общине последователей Иисуса, исчезнувшей в тот год, едва ли имелись даже какие-то зачатки бюрократии. Поскольку ясно, что все жили в непосредственном ожидании Конца света, фактически, по-видимому, не было ни малейшей причины для возникновения чего-то еще. Должно быть, бюрократия в иисусистских общинах стала развиваться гораздо позже.

Существует только одно упоминание о бюрократическом процессе в Деяниях — указание (15:23, 30) на рассылку письма различным церквам с «наставлением» «собрания всей Церкви» в Иерусалиме. Савл в своих посланиях даже не упоминает об этом, ибо этот эпизод во времена Савла полностью выходит за пределы возможного и, несомненно, отражает положение дел уже после краха еврейского государства. Сами по себе Деяния являются первой гармонизацией, то есть организованной апологией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30