Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 22
Обычный взгляд теологов нашего времени заключается в том, что антиторианская трансцендентальная концепция Иисуса, поддерживаемая Савлом и Стефаном, уже пустила глубокие корни во всем христианском обществе задолго до разрушения Храма в 70 г. С этой точки зрения соответственно уничтожение «Матери Церкви» и тем более Храма и еврейского государства, ничего не значило — это было просто очищение от обломков, давно уже оставленных позади развивающейся верой.
Этот традиционный взгляд также является важной темой Деяний — практически их целью. Однако это едва ли может быть исторически обоснованным. Мы уже видели доказательство второстепенного статуса Савла, что зафиксировано в его посланиях, написанных за много лет до разрушения Храма и задолго до развития каких-либо теологических взглядов вообще. Мы уже видели раздражение Савла по поводу соперничающих благовествований, с которыми он сталкивался, враждебное отношение к нему со стороны иерусалимских «столпов», ощутили атмосферу конкуренции и самооправдания. Впечатление, оставленное этими поразительными мотивами, содержащимися в Посланиях Савла, отрицательно подкрепляются, как мы уже видели, их физическим состоянием.
Несомненно, Савл нападает на «евреев» за преследование последователей Иисуса в Иудее (1 Фес. 2:14—15), но это не могло быть так, поскольку нет никаких указаний на то, что после изгнания «эллинистов», последовавшего за казнью Стефана в 40-е гг., на общину последователей Иисуса кто-либо нападал вплоть до римско-иудейской войны и во время нее. Это становится еще очевиднее, если вспомнить, что обстановка испытания Савла под руководством Иакова во время его последней поездки в Иерусалим и его полное приятие Иаковом и общиной последователей Иисуса в среде Храма воспринимается как само собой разумеющееся. В любом случае антиеврейские замечания, содержащиеся в Послании к Фессалоникийцам, всесторонне противоречат Посланию к Римлянам (11). Большинство ученых сомневается в авторстве Савла.
Савл умер задолго до триумфа своих идей. Разрушение Храма расчистило путь для тенденциозного освещения в евангелиях, начиная с Евангелия от Марка, реального жизненного пути Иисуса, казненного римлянами за подстрекательство к мятежу, что и превратило его в миролюбивого Христа, Господа Вселенной и Спасителя человечества, чьи спасительные силы передаются верующим через магическую Церковь.
В одном отношении протохристианство продолжало традицию иудаизма. Оно основывалось на светской истории, а также на рефлексиях о ее значении. Однако гораздо более важным было различие между ними. Воплощение, связанное с двумя великими событиями—рас-пятием (и его значением) и видением воскресшего Иисуса (и его значение), — стало сердцевиной новой веры.
По этой причине объединение в один канон псевдоисторических евангелий и Деяний апостолов и теологическая структура, которую придали им оставшиеся Послания Савла, являются фундаментальными для понимания значения фактического материала, столь тщательно замаскированного.
После разрушения Храма в 70 г. идеи Савла могли уже расцвести полностью. А поскольку в то же время новая секта верующих в Иисуса испытывала противодействие со стороны еврейской элиты — раввинов, которые унаследовали фарисейскую традицию, — авторы и редакторы евангелий, чья трансцендентализирующая тенденция преобладала в их взгляде на историю, посчитали естественным беспредельно развивать свою враждебность к раввинам и евреям, которых они изображали.