Потерянный континент
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континент
Страница 14

Мы уже видели, что вскоре после казни Иисуса и до начала римс-ко-иудейской войны преобладающим отношением среди верующих в это видение было отношение иерусалимского круга и что в то же время противоположная тенденция — против Торы и за возвеличивание Иисуса как Господа Вселенной — уже чувствовалась даже в Иерусалиме, когда так называемые эллинисты, резюмированные в образе Стефана, были оттуда изгнаны. Сам Савл после его нападок на новую секту, как он сам говорит, был затем обращен и начал выражать точку зрения, которую он разделял с некоторыми неизвестными предшественниками. Разумеется, собственная враждебность Савла по отношению к последователям Иисуса, несомненно, была связана с антиториански-ми взглядами «эллинистов», поскольку до своего обращения Савл со всей силой своей страсти отдался, по-видимому, защите Торы и только впоследствии пришел к противоположной крайности.

При обсуждении Савла мы видели, что его взгляды неизбежно затемнялись и подавлялись иерусалимскими последователями Иисуса, действовавшими под контролем Храма. Мы видели, что его аудитория неизбежно состояла как из иудеев, так и из новообращенных в иудаизм, полностью или частично. Его взгляд на Царство Божье, которое он так же, как Иисус и Иоанн Креститель, считал вскоре грядущим (т. е. при его жизни) и которое, в конце концов, должно было восторжествовать и послужить в качестве матрицы для новой религии, что он, конечно, не мог предвидеть, этот взгляд по самой своей концепции был совершенно иудейским; но, несмотря ни на что, он основывался на ненациональной, то есть универсальной, идее. Савл в своих скупых замечаниях об Иисусе как человеке игнорирует местнический или, по крайней мере, национальный аспект Царства Божьего, как его воспринимали Иисус и Иоанн Креститель, и, не упоминая о Риме как угнетателе и соответственно опуская конкретный случай казни Иисуса, создает возможность для того, чтобы его собственная версия Царства Божьего продолжала существовать достаточно долго, давая импульс для формирования новой религии.

Таким образом, изобилие местнических иудейских ссылок, которые мы уже рассматривали, было, несмотря на собственное еврейство Савла, полностью вытеснено из его грандиозного, неземного, но все еще ощутимо реального (по его мнению) Царства Божьего. Короче говоря, идеи Савла одержали верх над национально ограниченными идеями последователей Иисуса в Иерусалиме и, несомненно, в других городах, а также над взглядами его соперников, кто бы они ни были (см. гл. 11).

Как я уже отмечал выше, это было затемнено тем фактом, что, хотя Послания Савла были написаны задолго до евангелий, они отражают ситуацию, которая наступила, в сущности, после всех событий жизни Иисуса.

Мы уже рассматривали специфически еврейский, разумеется зелотский, фундамент Иисуса и Иоанна Крестителя, нападение на Храм, а также различных соперников Савла, изменившихся, но не устраненных из традиционных текстов.

Даже при поверхностном взгляде на традиционные тексты ясно видно, что многие драгоценные крупицы, самородки действительной истории, бессознательно собранные вместе, были втиснуты в определенные рамки для приспособления их к гораздо более поздней ситуации. А историческая причина этого очевидна. На первый взгляд, должно быть, источник острого замешательства для верующих, живших в Риме в годы, предшествовавшие зелотской войне против Рима, заключался в том, что их собственный лидер Иисус из Назарета был на несколько десятилетий раньше казнен по той же самой причине —за подстрекательство к восстанию. Для них жизненно важным было отделиться каким-то образом от позора, так или иначе связанного с последователями врага Рима в то время, когда Рим был занят жестокой борьбой против «активистов» Царства Божьего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30