Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 3

Дополнительно к «уликам», подтверждающим это, которые содержатся в текстах всех евангелий (хотя предумышленные, но несомненные), древние авторы ссылаются на вооруженный характер предприятия Иисуса самым недвусмысленным образом. Например, римский историк Тацит просто считает само собой разумеющимся, что, с римской точки зрения, Иисус был врагом. Говоря о попытке Нерона обвинить на основании ложных слухов в поджоге Рима «тех, кого простые люди зовут христианами», он добавляет, что это название произошло от некоего Христа, «который был казнен прокуратором Понтием Пилатом в царствование Тиберия» (с. 101).

Мятежников против Рима и до, и после Иисуса обычно называли «разбойниками», что фактически соответствует по современной терминологии слову «мятежники». Определение «злодеи» встречается даже в евангелиях, например в Евангелии от Луки (23:40), где оно употреблено по отношению к «собратьям», распятым вместе с Иисусом.

Условный перевод всех изданий евангелий затемняет историческое значение этого ключевого слова, которое было именно в этом смысле применено и к Иисусу:

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:39—42).

Здесь замечание об их «товариществе» выражено ясными, конкретными терминами — ведь просто сообщается о том, что у них один и тот же приговор. Это — единственная причина, оправдывающая издевательское требование одного из разбойников, обращенное к Иисусу как Мессии, спасти себя и его. Почему же Мессии следует спасать случайного преступника? — В этом контексте явно невразумительна фраза: «а Он ничего худого не сделал», поскольку, согласно тем же евангелиям, Иисус признавал обвинение в том, что он — Царь Иудейский; поэтому данную фразу можно считать лишь ошибочной вставкой какого-то более позднего переписчика или редактора.

Но в евангелиях есть прямые свидетельства ношения оружия последователями Иисуса. Вот как выглядит в синоптических евангелиях сообщение об аресте Иисуса.

«Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять меня» (Мк. 14:47—48).

«Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвя-щенникова, и отсек ему правое ухо» (Лк. 22:49—50).

«Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?» (Лк. 22:52).

«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:51—52).

Хотя Матфей в последнем отрывке цитирует слова Иисуса: «Возврати меч твой в его место» и т. д., но это явно более позднее добавление — ведь оно не только противоречит логике соответствующей ситуации, но и еще одному высказыванию самого Иисуса, пережившему «полицейские» поправки более поздних редакторов и переписчиков и явно подразумевающему фон насилия:

«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:36—38).

Попытки объяснить это «символически» или «аллегорически» не могут преодолеть текстуальное свидетельство в сочетании с фактическим ходом событий, смутно воспринимаемым за пределами текстов.

Отрывки на тему «огня и меча» в Евангелиях от Матфея и Луки, хотя они не столь специфичны, как вышеупомянутые указания на фактическую вооруженность отряда Иисуса, явно подлинные. И, подобно другим, они также пережили все «пацифистские» попытки сгладить их: «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! [ .] Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:49—53).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22