Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 14

Это «но теперь» чревато полным переворотом.

Трудность состоит в том, что невозможно определить последовательность наслоений в разных блоках, составляющих евангелия; некоторые элементы в них, в конце концов, пришли со времени, когда Иисус был действительно связан с Крестителем и, таким образом, могут быть эхом собственного призыва Крестителя к исполнению центрального общего для всех лозунга: «Покайтесь, ибо близко Царство Божье!»

Одним из самых известных увещеваний Иисуса является следующее:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:25—34).

Это звучит явным отголоском неприятия существующего порядка, характерного для Иоанна. Если вы воспринимаете это поучение как вневременное правило поведения, значит, вы неправильно понимаете деятельность Иисуса. Поскольку он думал о необходимости установления Царства Божьего, он мог выдвинуть и этот особый вид отречения в качестве средства возвещения или, возможно, средства ускорения его установления. Он полагался на Бога в специфическом контексте пространства и времени — как на участника движения, вооруженного программой, которую он по необходимости менял, осознав, что вневременная неприязнь к деньгам как таковым не могла более способствовать достижению его цели.

Однако в любом случае, был ли Иисус квиетистом до соединения с Крестителем или же он стал им после ухода от Иоанна, а затем бросил и это занятие, чтобы совершить финальный бросок на иерусалимский Храм, он принял определенное решение и продолжил поход на Иерусалим не только как провозвестник Царства, а как герольд Царства, приносящего власть. О нем могли думать как о провозвестнике Мессии, если не как о самом Мессии (см. ниже).

Выше мы уже показали, почему, с точки зрения римлян, его вступление в город и захват Храма были мессианскими — ведь Иисус вошел в город и реально осуществил суверенность «Царя Иудеев», захватив Храм и удержав власть внутри него.

А теперь посмотрим, был ли этот вход в Иерусалим мессианским также с иудейской точки зрения.

Конечно, нет сомнений в том, что авторы евангелий намеревались описать это событие как мессианское: в начале Евангелия от Марка (11:1—11) оно отчетливо отмечено, как таковое, в выражениях древнееврейского пророка Захарии (9:9), на которого есть ссылка и в следующем отрывке:

«Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:4, 5).

Если здесь принять версию евангелий, то это является подтверждением того, что люди фактически приветствовали Иисуса как Мессию. Иллюстрацией могут служить отрывки «Осанна»:

«Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11:8—10).

«Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

«Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога [ .] говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:37—38).

Теперь, когда значение всего этого открыто и ясно, фраза, которая неоднократно повторяется — «Осанна в вышних» — выглядит бессмысленной. Как правило, слово «Осанна» употребляется в качестве транслитерации ивритского слова со значением «спасите нас» и, как предполагается, является ссылкой на Псалом 117:25: «О, Господи, спаси же!» Но его также можно принять за аналогичное арамейское слово со значением «освободи нас», появившееся во всех сирийских вариантах в качестве эквивалента «освободи нас!» в арамейской речи времен Иисуса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22