Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 17

Это представляется невероятным. Прежде всего, нет никаких свидетельств наличия в иудейском мессианизме веры в страдающего Мессию. Для того чтобы избавиться от этого препятствия, высказывались предположения (в основном среди ученых, не верящих вовсе в историчность Иисуса) о возможности существования некоторых иудейских сект, чьи мессианские концепции искажались представлениями об умиравших и воскресавших богах из тайных языческих культов.

Трудность в данном случае — в абсолютно полном отсутствии таких сект. Мифологи, не верящие в существование Иисуса, были вынуждены отыскивать иудейскую основу того, что они считают «мифом» его агонии, тогда как, с другой стороны, апологетически мыслящие ученые чувствуют необходимость согласовывать более позднюю христианскую теологию с фактами жизни Иисуса.

В любом случае, помимо полного неправдоподобия индивидуального создания новой концепции Мессии, которую апологетические ученые приписывают самому Иисусу, реальное положение заключается в том, что если бы в действительности новая концепция Иисуса была исторически возможна, то она должна была быть подробно объяснена в самих евангелиях, что никогда не происходило. Должна была существовать какая-то попытка со стороны Иисуса объяснить свои взгляды на Мессию, а точнее, являлись ли они новыми? И как иначе могли понять это его последователи?

Следовательно, во время своей жизни, до образования более поздних взглядов его последователей, Иисус мог выражать только те идеи, которые поняли бы, по крайней мере, его близкие друзья.

И, кроме того, как мы видели, Иисус действительно старался взять штурмом Царство Божье. Отсюда следует, что, даже если он не представлял себя реальным Мессией, его роль была, конечно, воинственной. Она соответствовала современной ему иудейской концепции военного Мессии; и раз в любом случае в иудейской мессианской вере не было места пацифистскому Мессии, то объяснение этого следует искать в эволюции христианского учения, в потребности смягчить политические элементы карьеры Иисуса.

Именно удаление целого элемента насилия из евангелий оставило висящим в воздухе «мессианский секрет», создав еще одну трудность для апологетов, которые позднее были вынуждены защищать пацифистскую версию деятельности Иисуса, выдвинув в то же время претензию на его мессианство.

Выражаясь точнее, эта особая стадия в развитии теории была сравнительно короткой, поскольку она была разумной, только пока вера в Иисуса ограничивалась лишь ближайшими сторонниками, которые компенсировали провал его предприятия неистовой верой в неминуемость его возвращения одновременно с установлением Царства Божьего. Как только вера в его мессианство была перенесена на эллинистическую почву, она была быстро перекрыта его обожествлением и, таким образом, утратила свою значимость.

Но существуют и другие, более безошибочные признаки — и в Деяниях апостолов, и в Евангелии от Луки (т. е. у одного и того же автора, как отмечено выше), которые ясно свидетельствуют о том, что в течение жизни Иисуса его не считали Мессией. Оба этих источника особенно значимы, ибо и Евангелие от Луки, и Деяния были написаны на основе тщательной отработки событий карьеры Иисуса и кем-то, кто был всецело убежден в мессианском статусе Иисуса или в его возвышении после Воскресения. Например, в Евангелии от Луки мы читаем:

«И сказал [Иисус] им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24:19). В то же время в Деяниях есть такой абзац:

«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете [ .] Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите [ .] Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:22, 32, 33, 36).

А также:

«Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее . как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:36, 38).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22