Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 11

«Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел опять в Галилею» (Ин. 4:1—3).

Здесь — немедленное отрицание крещения — «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» — несет в себе убежденность. Ко времени написания этого крещение уже стало основным ритуалом посвящения в христианскую общину, и первоначальный автор четвертого евангелия, и его более поздний редактор никак не могли ошибиться, приписывая это основное установление Спасителю, пока нельзя будет не отрицать важности традиции, которой они придерживались.

Эта простая фраза приобретает все большую значимость, поскольку появляется она в форме исправления прежнего заявления (Ин. 3:22) о том, что Иисус действительно крестил и фактически крестил больше последователей, чем это когда-либо делал Иоанн (Ин. 4:1).

Ввиду этого противоречия представляется разумным предположить, что раз Иисус крестил больше последователей, чем Иоанн, набожный автор евангелия, таким образом, символично намекал на результаты проповеди Иисуса, т. е. на размер христианской общины его времени.

В тот момент, когда ему напоминают о личной практике Иисуса, он вносит исправление прямо в текст. Таким образом, почти нет сомнений в том, что какой бы ни была практика Иисуса во времена его ученичества у Крестителя, он не использовал крещение в период собственной кампании.

В четвертом евангелии есть упоминание о споре между учениками Иоанна и «иудеями» по поводу очищения:

«Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну, и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. [ .] Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:25—28, 30).

Долгое время ученые думали, что в оригинале в этом любопытном отрывке должно было стоять не «иудеи», а «последователи Иисуса». Вряд ли такая замена произошла просто в результате ошибки переписчика: ведь весь отрывок — явно один из тех, которые предназначались для установления иерархических отношений между Иисусом и Иоанном в пользу Иисуса. Но отношения между двумя группами, зафиксированы, как кажется, нечетко, даже если мы проигнорируем упомянутый выше единственный отказ Иисуса использовать крещения в отрывке об Иисусе, покидающем Иудею. Следует предположить, что невразумительное, необъяснимое, немотивированное и явно излишнее упоминание фарисеев в вышеприведенной цитате из Евангелия от Иоанна (4:1), возможно, приоткрывает правдоподобную причину ухода Иисуса из Иудеи без вмешивания в это учеников Иоанна. Соответственно в первоначальном источнике должен был быть такой текст: «Когда же узнал Господь, что . то оставил Иудею». Но то, о чем узнал Иисус, мог быть не сам спор, поскольку он был его участником; в этом отрывке речь должна идти о том, что ему стало известно, что сам Иоанн узнал обо всем этом.

То есть существуют две причины, почему Иисус покинул Иудею, узнав, что Иоанну стало известно о том, что он собрал вокруг себя больше учеников, чем тот.

Это или:

а) он хотел избежать соперничества с Иоанном или Ь) декларация Иоанна, содержавшаяся в первоначальном источнике, должна была быть совершенно иной. Иоанн не мог ручаться за Иисуса, как явствует из вышеприведенного текста. Он должен был отречься от него. Он сказал не: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30), а что-то совершенно обратное по смыслу. И Иисус, услышав это, естественно, решил уйти. Этот факт подчеркивает значение спора «об очищении», который в другом контексте звучит как незначительная деталь в гомилетике.

Причина разрыва Иисуса с Иоанном после тесного сотрудничества с ним в течение долгого периода заключалась в том, что он более не разделял его взглядов на способ или функции крещения, которое, как мы видали, было ритуалом посвящения в группу, организованную на религиозной основе для оппозиции официальным кругам. Спор происходил между Иисусом и последователями Иоанна или самим Иоанном, после чего Иисус ушел.

Невозможно понять этот уход иначе как полный разрыв. Если Иисус покинул Иоанна действительно из-за изменения своих взглядов на крещение, если мы согласимся, что крещение — не просто фрагмент абстрактной теологии, а практическая проблема, возникшая между решительными людьми, то мы должны предположить, что сначала деятельность Иисуса рядом с Иоанном была настоящим сотрудничеством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22