Восстание и распятие
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Восстание и распятие
Страница 13

Помимо коварной казуистики, продемонстрированной Иисусом в этом эпизоде, вероятно, самым важным является не только то, что Иисус думал о божественной власти Иоанна, но и то, что первосвященники сами были вынуждены перейти в оборону из-за популярности Крестителя. Это — показатель силы движения, а также еще один намек на то, что сам Иисус пользовался широким народным одобрением.

С другой стороны, связь между двумя личностями держится под тщательным контролем: если иногда сообщают, что об Иисусе думали, как о воскресшем Иоанне, то в других местах утверждают, что Иоанн «не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1:8). Благодаря настойчивой тональности этого замечания мы должны допустить, что оно — древко стрелы, точно нацеленной против оставшихся еще учеников Крестителя. Здесь мы сталкиваемся с намеком соответственно не о самом Крестителе, а о его последователях, кого ранние христиане намеревались поглотить, естественно, на своих условиях.

Вероятно, еще одно указание на существование связи между ними надо искать в любопытном замечании Иисуса о Крестителе, после восхваления его в качестве величайшего из рожденных людей: «но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). И все же этот довольно-таки своеобразный комплимент может быть более понятен, если его перевести по предложению некоторых ученых так: «И все же его младший брат на небесах более велик, чем он» — и предполагается, что его «младший брат» — сам Иисус. То есть, следуя за Иоанном в возвещении Царства Божьего, Иисус рассматривал себя лидером.

Перед нами стало вырисовываться некое подобие движения, отличавшегося оппозиционностью по отношению к мирскому порядку того времени, идолопоклоннической Римской империи и ее вассалам, но, вероятно, подход к этой проблеме был иным. Поскольку мы можем добраться до сути деятельности Иисуса, лишь исходя из абсолютно разных перспектив, отраженных в источниках, написанных после его обожествления, то у нас нет возможности рассмотреть подробности, которые бы не были сфальсифицированы или позабыты.

Если верно, что Иоанн Креститель обратился к иудеям с призывом отречься от жизни под эгидой языческого бога и крестил в Новый Израиль тех, кто ожидал Мессию, и если верно, что Иисус был некоторое время заодно с ним в этом деле, но в конце концов изменил свои взгляды и ушел искать решение проблемы в святой город, который являлся единственным местом, где такое решение могло проявиться, то мы в данном случае сталкиваемся с понятной программой действий.

Представляется возможным некое соединение таких противоположностей, как явно квиетистские заявления Иисуса — «кроткие и мягкие» — и его высказывания в духе «огня и меча».

Иисус мог попросту покинуть движение Иоанна и, к примеру, организовать свое движение, более динамичное и направленное прямо против центра мирской и религиозной власти в Иерусалиме. В этом случае следует приписать его квиетистские заявления в том виде, как они сохранены в евангелиях, тому периоду, когда он все еще искал поддержку своему новому предприятию. Это также объяснило бы любопытную двусмысленность или секретность его намерений — его предостережение ученикам ничего не сообщать о его особом статусе, его языке притч, т. е. намеках, и его передвижениях, как бы перелетах по стране, — все это подходит к описанию того, кто избегает внимания.

Похоже, что его позиция резко изменилась:

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях [ .] а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем моим Небесным» (Мф. 10:27, 33).

«Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? [ .] Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мк. 4:21, 22, также Лк. 8:16 и сл., Мф. 5:14 и сл.).

Это звучит так, будто весь проект осуществлялся уже открыто и теперь Иисус — открыто провозглашенный лидер движения мятежников. Начав с проповедей за «лучшую справедливость», он в какой-то момент изменил свои намерения и двинулся к Иерусалиму и к смерти.

Вот отрывок, в котором обобщен этот переход:

«И сказал [Иисус] им [ученикам]:

когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22:35—36).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22