Большой лук СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук СавлаСтраница 9
Из-за этого активизм, по мнению евреев, оставался, вообще говоря, бесполезным. Еврейское мессианство отказалось от призрака; появление Мессии стало затуманенной, неясной, отдаленной надеждой, отсроченной до Конца света или отложенной до непредвидимого будущего.
Триста лет напряжения, связанного с ожиданием Конца света, — между 168 г. до н. э. и восстанием Бар Кохбы в 135 г., были веками борьбы иудеев, защищавших свою монотеистическую веру на своей земле. Впоследствии, когда евреи были рассеяны и монотеизм, сосредоточенный на мессианстве и лихорадке апокалиптики, потерпел поражение, эта религия гипостазировалась, став единственным критерием евреев. К этому времени ожидание Конца света сократилось до размера простой теории, эмоционального дополнения к религии, во всем остальном укорененной на «здесь и теперь».
Таким образом, иудейское мессианство могло при случае всплыть на поверхность (достаточно ироническим образом), среди тех евреев, которые утратили свою веру в иудаизм. Поскольку для соблюдающих Закон евреев, которые неохотно соглашались на неопределенную отсрочку прихода Мессии, жизнь, должно быть, улучшилась в «здесь и теперь», те, кто утратил свою веру, могли попытаться «форсировать конец» своим собственным путем. Иудейское мессианство, порождаемое усилением противоречия между евреями как свидетелями единого Бога и их положением как повергнутых париев, могло оказаться постоянно возрождающимся в еврейской истории всегда, когда гражданские раздоры и бедствия усиливали скрытую еврейскую экзальтацию.
В современную эпоху вовлеченность евреев в гражданскую жизнь, например, Запада в неблагоприятных, стесненных обстоятельствах или в ситуациях разрозненности приводит к вспышкам тысячелетнего иудейского мессианства. Осуждая с энтузиазмом конкретные социальные бедствия, евреи секуляризировали мессианство в революционном подъеме ради нестандартных идей мировых реформ типа марксизма или в сионизме, а также в основании государства Израиль, которое может, возможно, рассматриваться как попытка осознать изменение мира в скромной форме нации «подобной всем остальным нациям».
В Средние века «активизм», присущий понятию Царства Божьего, мог, в преломленной форме, возникнуть снова в христианском мире. Иудейское мессианство, непосредственно вдохновленное многочисленными хилиастическими протестантскими движениями социального спасения и создавшее на скорую руку и весьма энергично на основе Ветхого Завета таборитов, анабаптистов, радикальных пуритан, приобрело уже всемирно-историческое значение.
Христианство, именно благодаря смешению божественного и человеческого, преодолело иудейское разделение мира надвое. Но христианское стремление к божественной санкции, которое в Ветхом Завете обнаруживает все нюансы реформирующего мир мессианства, обещанного и, следовательно, гарантированного Богом, создало взрывную силу.
Неопределенная отсрочка Царства Божьего оказывала отрицательное воздействие на гражданское общество в христианском мире. Хотя Царство Божье откладывалось на неопределенное время, оно продолжало существовать некоторым образом как идеал, хотя и недостижимый, и, следовательно, давало Церкви возможность органически презирать жизнь в повседневном мире. Для Града Божьего естественным стало фундаментально отличаться от града людского, а для Церкви — оставить законотворчество за светскими властями.