Большой лук Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук Савла
Страница 5

Поэтому великие протестантские реформаторы, основываясь некоторым образом на знаменитом отрывке из Послания Римлянам, просто защищали государство как таковое. Многие протестантские мыслители всячески старались прославлять государство как носителя прогрессивной мысли. Фихте и Гегель восхваляли гражданское государство почти психопатически. Достаточно только упомянуть те ужасы, к которым привела эта цепочка мысли, начиная с Первой мировой войны, и которые были наиболее заметны в слоновой болезни государства большевистской России и ее сателлитов. Возможно, высшей степенью такого подхалимства перед государством (из-за одобрения его Савлом) стал отказ немецких лютеран и римских католиков эффективно реагировать на нацистское государство.

В действительности Савл совершенно не подходил для нарождающейся веры в ранней Церкви; он был принят со всем, что у него было как отрицательного, faute de mieux, так и положительного, потому что его основные идеи (хотя и неправильно понятые) могли служить в качестве доктринального обоснования новой общины. Это могло быть сделано, разумеется, только благодаря разбавлению мыслительной силы, лежащей в основе его теорий.

Более конкретно — должна ли была новая община иметь что-нибудь и что у них было? Иерусалимские последователи Иисуса ничего не написали, также и никто из еврейских мессианистов не нашел удобного случая что-нибудь написать; они приспосабливались к взрывной текущей ситуации. А зачем писать? Все уже было написано. Им просто оставалось ждать — или осуществлять! — уже предсказанный взрыв. У квиетистски настроенных иудеев еще меньше было причин, чтобы писать; они просто жили своей обычной жизнью.

Таким образом, Савл по темпераменту и виртуозности, несомненно, был единственным серьезным писателем; естественным было тщательно прочесать ранние общины в поисках его фрагментированных, назойливых, поспешных, схематичных, но глубоко продуманных идей, как это наметилось в его посланиях, и каким-то образом объединить их — или исказить, — чтобы сделать их подходящими для решения новых задач. Савл был восстановлен, несмотря на детали его анализа, и, несомненно, из-за повсеместно не принимаемого во внимание факта существования его потенциальной аудитории — толп полуиудаизи-рованных язычников, «богобоязненных», которые приняли Бога Израиля, но пока еще не приняли обрезание или пищевые ограничения, а таких было немало в греко-римском мире.

В итоге подлинные взгляды Савла были отброшены всеми его преемниками. Если произвести практическую дифференциацию в духе селекции тем с позиции игнорирования, то можно сказать, что греческая ортодоксальная Церковь и ее филиалы, опирающиеся на мистические идеи Савла и его теорию Духа, включающую в себя Дары Духа и доктрину о таинствах, несомненно, полностью исказили контекст, как и все, содержащееся в Посланиях Савла.

С другой стороны, в римско-католической Церкви, и в еще большей степени в протестантской Реформации, доктрина Савла об оправдании верой, также искаженная и неправильно понятая, породила на свет много мыслей и много смещений перспективы. По одному из характерных недоразумений этой доктрины возникла сама Реформация — с исторической точки зрения колоссальное недоразумение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18