Большой лук Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук Савла
Страница 12

Конкретная история Савла из Тарса воспроизводит ситуацию бесчисленных евреев, живших с тех пор в диаспоре. Уютные обстоятельства жизни его родителей, их происхождение из центра еврейских разногласий в Галилее (Гуш-Халев) аналогичны жизни многих евреев, чьи родители были приверженцами определенной потрясающей весь мир идеологии и жили разъединенными со своим собственным народом. Они могли осознать собственное отчуждение от своей непосредственной основы, проецируя себя в абстрактное на крыльях чистой идеи. Таким образом, то, что, по-видимому, было отвергающей озабоченностью Савла объединением евреев и остального человечества, может служить параллелью опыта тех евреев диаспоры, которые видели в таком широкомасштабном объединении все человечество!

Если столкновение с эллинизмом было проблемой для соблюдающих Закон евреев, то Савл, можно сказать, сублимировал, спроецировал, возвеличил и обобщил эту еврейскую проблему, распространив ее на весь человеческий род. Таким образом, в предприятии Савла вдвойне проявилась ирония истории — проецирование его личного несчастья на мир и успех его еврейских идей, опосредованный вымиранием еврейства как территориальной реальности.

Однако, возможно, самым странным в этом переплетении исторических ироний, осуществленном работой Савла, было воздействие, которое она оказала на его собственный народ.

В раннем христианстве это отделение от иудаизма фундаментально было обосновано в Послании к Римлянам (9—11), которое создало доктринальное оправдание для разрушения еврейской пропаганды. Более непосредственно это привело к безразличному отношению к иудаизму, обостренному до враждебности, что наложило свой отпечаток на христианский мир вплоть до настоящего времени. Кроме того, это, несомненно, способствовало потере привязанности в самом иудаизме к его собственному взгляду на Конец света — абсолютному примирению между миром и Богом. Евреи больше не могли оставаться озабоченными судьбой язычников в повседневном мире; в современном им мире, от которого еврейская апокалиптика отказывалась в течение тысячелетия, именно христианская Церковь — странное ответвление фрагмента еврейской эмоциональности — должна была присвоить себе бесчисленных язычников.

Разумеется, в наше время последствия тысячелетнего антисемитизма стали общеизвестными; здесь можно понять истинное значение магической системы Савла. Ибо то, что делает антисемитизм совершенно отличным от любой традиционной ксенофобии, основывается именно на той роли, которая отводилась евреям не доктриной как таковой, а магической структурой Церкви.

В космической драме христианства, в которой божественные силы ополчились против сил Дьявола, в том числе против Дьявола как реального существа, существенная роль, предназначенная для евреев вначале, неизбежно была сатанической.

В конце концов, евреи дали миру Спасителя, аспект Бога; но затем они отвергли его. Что это могло означать? Очевидно, они играли определенную космическую роль, которая не могла быть только ролью Дьявола. По мере развития Церкви недвусмысленное описание сущности иудеев в Евангелии от Иоанна: «Ваш отец диавол .» (8:44) — бесконечно усилилось и в то же время погрузилось в бессознательное верующих, когда законная доктрина, построенная на этой идее, предназначила для евреев динамическую роль в противоборстве божественным силам в качестве агентов Дьявола.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18