Большой лук СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Большой лук СавлаСтраница 4
Конечно, используя слово «любовь», Савл оказал влияние, которого сам никогда не мог предвидеть. Любовь, по Савлу, совершенно отличается от своего обычного вульгарного значения. Любовь является высочайшим из всех духовных даров, поскольку она присуща Богу. Посеянная в человеческом сердце посредством Святого Духа (Рим. 5:5), она вечна. По Савлу, любовь является простой модальностью поведения, в котором выражается единство с телом Христа, — между членами сообщества избранных и между избранными и Спасителем. Говоря о любви Бога, он в действительности подразумевает любовь, которая в Боге; таким образом, под любовью Христа (Рим. 8:35) он подразумевал любовь, проистекающую от Бога, который воплощен во Христе (Рим. 8:39). Следовательно, он мог надеяться (от лица коринфян), что любовь Божья будет с ними (2 Кор. 13:14), разумеется, и его собственная любовь также (1 Кор. 16:24).
Но это представление, хотя и совершенно метафизическое, является, конечно, в то же время этическим. Ведь, в конце концов, он говорит о любви; следовательно, поскольку речь шла о духовных благах, которые вечно проистекают из его собственных (ограниченных временем) взглядов на Царство, эта простая формула, которую он использовал, могла оказывать в течение многих веков одухотворяющее влияние, поскольку страсть, влитая в нее, сообщает ей мощь даже в совершенно иных ситуациях.
Подобное последствие для современной эпохи, связанное с неправильным пониманием исторической точки зрения Савла на мир, можно увидеть и в особом воздействии его взгляда на государство. Савл, какова бы ни была его мотивация, выражается, в частности, в Послании к Римлянам так, как будто он одобряет государство как таковое; следовательно, оно могло получить высокую этическую оценку, которая звучит так, будто происходит от взглядов Савла. И точно так же, как идеи Савла застыли в вечности как вечная Церковь, заменившая Царство Божье, так и положительная оценка государства, выраженная Савлом в его время под влиянием убежденности в близости Царства Божьего, стала неизменной оценкой.
Вначале Церковь, разумеется, попыталась освятить государство, но различные правители раннего периода обычно требовали, чтобы их самих считали божественными, что вступило в противоречие с фундаментальным требованием развивающейся религии. Следовательно, в течение короткого времени существовало непримиримо резкое расхождение между Церковью и государством, последствия которого имели важное значение для потомства. Взгляды Савла коренились в видоизмененной теории Конца света; его собственная модификация этой теории отличалась от позиции представителей главного течения истерии по поводу Конца света, которая полностью осуждала все власти как преступные, не ходя вокруг да около, как посчитал целесообразным поступать Савл в своей непосредственной ситуации. Все, что он делал, это советовал верующим благоразумно не принимать близко к сердцу уничтожение государства.
Протестантская Реформация вернулась к положительной оценке роли государства, в резком контрасте с ранней традицией Церкви, которая воплотилась в римско-католической Церкви и породила освященную католическую теорию, согласно которой сама Церковь, ввиду пагубности или, по крайней мере, неэффективности светского государства, должна взять на себя управление миром во имя Бога. Это, конечно, находилось в противоречии с тем, что Реформация вернулась к положительной оценке, даже подобострастному восхвалению роли государства.