Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 4

Совершенно ясно, что Савл отрабатывал свои личные страдания на периферии той ситуации, которая с интеллектуальной точки зрения оставалась хаотичной на протяжении десятилетий. Поскольку борьба против римлян на протяжении многих лет неизбежно стала доминирующим фактором еврейской жизни в Палестине, собственный вклад Савла в то, что позже весьма медленно становилось доктриной, мог оставаться незамеченным для диаспоры. Фактически лишь после того, как он уже некоторое время проповедовал, он, по-видимому, привлек внимание Иакова, лидера иерусалимских последователей Иисуса.

Личная точка зрения Савла в тот ранний период после распятия Иисуса, вероятно, не была чуждой небольшим братствам энтузиастов. Его взгляды в той или иной форме уже имели хождение в среде грекоязычных евреев, к которым он обращался; он чувствовал, что просто напоминает своим слушателям о смысле чего-то, сущность чего они уже приняли ранее.

Савл, несомненно, обнаружил целый корпус идей, которые только его и ждали. Он не был новатором. Это очевидно из его собственных посланий, а также из того факта, что братства Антиохии, Рима и других местностей, несомненно, уже придерживались таких же взглядов до того, как он был выдвинут в качестве странствующего вербовщика. Все верили в одно-единственное элементарное учение: установление Мессианского Царства должно произойти через смерть и воскресение Иисуса. Таким образом, именно на основе идей, унаследованных им от своего непосредственного окружения, Савл начал говорить о том, на что он теперь постоянно ссылался как на «свое» евангелие.

Поскольку, несмотря на свою окончательную конфронтацию с Иаковом, Савл продолжал писать людям в течение многих лет (двадцати или двадцати пяти), ничем не досаждая при этом иерусалимским последователям Иисуса, его взгляды — своеобразные или нет — должны были стать, в сущности, приемлемыми или, по крайней мере, неприметными. Его похвала Торе, его постоянное подчеркивание первенства иудеев, его кажущаяся преданность Иисусу как еврейскому Мессии — все это выглядело неоспоримым.

Сам стиль Посланий Савла передает хаотичную, чреватую всевозможными сварами атмосферу, царившую в то время среди евреев и иудаизированных язычников, заразившихся возбуждением, связанным с Иисусом. Из его посланий, пронизанных тревогой, видно, что Савл чувствовал себя в невыгодном положении — фактически он боролся против конкурентов. В частности, он ссылается на «другого Иисуса» и «иное благовестие» (Гал. 1:6—9; 2 Кор. 11:4). Возникает ощущение чего-то вроде беспомощности, которое возникает даже при поверхностном чтении. Влияние Савла ограниченное; по-видимому, он находился в более низком положении по отношению к тем, кто владел неоспоримым авторитетом для последователей Иисуса — как для иудеев, так и для язычников. Из посланий видно, что существовала какая-то разновидность контроля, который осуществлялся над новыми группами, составленными из евреев и полуевреев, а также — что этот контроль исходил из среды иерусалимских последователей Иисуса.

Кроме того, только три человека в иерусалимской общине последователей Иисуса имели решающий голос — это те, на кого Савл ссылает-ся (иногда, по-видимому, иронично) как на «столпов», а именно — на Иакова, Симона-Камня (Петра) и Иоанна, сына Зеведеева. Из этих троих Иаков признавался главным (Гал. 2:9, 12); подтверждение этому обнаруживается в гораздо более позднем повествовании Деяний (12:17; 15:13, 19; 21:18). При знакомстве с текстами евангелий, несомненно, складывается такое впечатление, что апостолы — какова бы ни была их действительная функция—находились под руководством Симона-Камня (Петра), в то время как имя Иакова встречается только во враждебном по отношению к нему контексте (как члена семьи, в которой каждый считал Иисуса сумасшедшим) (Мк. 3:21, 31—35; 6:3; Мф. 12:46—50; Лк. 8:19—21). Очевидно, эти «столпы» были высшими авторитетами для небольших конгрегаций последователей Иисуса. Это ясно из Деяний (15:13—21), в которых утверждения Иакова просто принимаются без каких бы то ни было обсуждений, а кроме того, без всяких пояснений сообщается (21:18), что во время последнего визита Савла в Иерусалим он пришел « .к Иакову; пришли и все пресвитеры». В собственных Посланиях Савла, написанных в то время, когда Иаков был еще жив, Савл также принимает — без малейших возражений — обязанность, возложенную на него «столпами», собирать деньги для последователей Иисуса в Иерусалиме, и он берется за это с большим рвением (Гал. 2:10; 1 Кор. 16:1— 6; 2 Кор. 9:1—15; Рим. 5:25—27).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20