Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 2

Иерусалимские иисусисты были попросту неотъемлемой частью Израиля до тех пор, пока они не исчезли вместе с гибелью еврейского государства. Единственной их перспективой было «восстановление Царства Израиля», которое произойдет во время Славного возвращения их Мессии; в тот период ими руководил брат Иисуса — Иаков.

По-видимому, ранняя группа иисусистов развивалась по династическим линиям. Несомненно, это было вполне естественно после смерти Иисуса и после того, как его братья каким-то образом, несмотря на враждебность к нему, зафиксированную в евангелиях, стали сторонниками его взглядов, ибо брат мог претендовать на первенство среди его последователей.

Поскольку мы не знаем нюансов того, что составляло суть веры в Иисуса, и поскольку дошедшие до нас документы, несомненно, были подогнаны под официальные взгляды более поздних поколений, мы можем только предполагать линию первоначального расхождения во мнениях, которое быстро увеличивалось в связи с видением Симона.

Воскресение Иисуса не означало, что его здесь больше не было. Какова бы ни была действительность воскресения, переживаемого ранними визионерами, это не имело никакого отношения к физическому присутствию Иисуса — он победил смерть раз и навсегда и отныне находился на небесах (Деян. 1:11). Соответственно у первых последователей Иисуса была двойственная проблема. В чем был смысл произошедшего? И почему это произошло именно таким образом?

Очевидно (из Деяний, несмотря на намерения хрониста), что вначале иерусалимская группа не ставила себе целью пропагандировать среди язычников. Да и зачем им это было нужно? Они действовали в узких рамках ожидания; их ожидание выражалось в иудаистских понятиях и имело смысл, конечно, только в таком виде. Что могло значить для язычников «восстановление Царства Израиля»?

Именно бессмысленность всех подобных идей для любого язычника дает нам ключ к пониманию того, почему Савла называют «апостолом для язычников».

Ведь Послания Савла явно указывают на то, что он ни в коей мере не обращался к обычным язычникам. Напротив, как он, так и его слушатели чувствовали себя в мире иудейских священных писаний совершенно как дома; и Савл, и его слушатели воспринимали как само собой разумеющееся основные идеи, которые имели смысл только для тех, кто был уже пропитан идеями иудаизма.

Но хотя последователи Иисуса не имели намерения обращать в свою веру язычников, весть о воскресении, о котором свидетельствовало видение Симона и других, была настолько значительной и важной, что иисусисты вряд ли могли бы держать ее при себе — они были вынуждены проповедовать.

В еврейской среде объяснение этому было придумано мгновенно. Все было предсказано заранее! Сразу же было найдено соответствующее место из еврейских Священных писаний. (Эпизод о двух учениках на дороге в Эммаус — Лк. 24:13—21 — говорит о простом благочестии провинциальной среды.) Поскольку вера в воскресшего Мессию никогда ранее не была известна, ее должны были извлечь из матрицы писаний посредством, так сказать, рывка видё-ния. Писания могли привести к подтверждению видения только после того, как люди поверят в само видение (Лк. 24:25—27; Деян. 3:18). Таким образом, сочувствующему слушателю легко было объяснить загадку распятия Иисуса. Но оставалась главная проблема — Царство Божье. Где же оно?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20