Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 10

Савл говорит все это галатам, поскольку, предположительно, некоторые его соперники давали другое объяснение этого конкретного путешествия Савла в Иерусалим, подвергая сомнению его отношение к обрезанию и заставляя его изобрести несколько примиренческое объяснение этой своеобразной дихотомии в агитации, способствующей мессианскому возвеличиванию Иисуса.

Вне всякого сомнения, на это проливает свет эпизод с застольем в Антиохии. Симон сперва садится за стол с некоторыми язычниками, то есть, конечно, с «богобоязненными» язычниками, но, когда кто-то сообщает о прибытии людей Иакова, он уходит. Это показывает, что он подчинялся авторитету Иакова; данный случай мог привести к некоторого рода размолвке, поскольку если бы они могли согласовать этот вопрос, то, несомненно, Савл не пропустил бы возможности подогнать это под свое заискивающее отношение к последователям Иисуса. Эпизод в Антиохии показывает, что, независимо от того, получил бы Савл заранее некоторую поддержку от последователей Иисуса или нет, она стала бы недействительной из-за происшествия в Антиохии.

Это должно было привести к кризису. Давайте предположим, что Савл получил от последователей Иисуса некоторого рода полномочия общего характера и попытался как следует реализовать их в Ан-тиохии, и тут-то как раз происходит моральное падение Симона. Но здесь полномочия общего характера были применены в особом случае, который исключался Иаковом (для всего корпуса законов Торы крайне важное значение имеют вопросы, касающиеся пищевых пред-писаний); Симон, видя это, подчиняется. Таким образом, имевшие место нападки на компетентность Савла подразумеваются во всем Послании к Галатам, которое, разумеется, не фиксирует последствия этого конфликта. В Первом послании к Коринфянам Савл тем не менее перечисляет четыре конфликтующие точки зрения: его собственную (подразумеваемую), Симона, Аполлоса и, как это ни странно, «партии Христа» (которая, поскольку первоначально не могла означать ничего большего, чем «мессианизм», по-видимому, являлась еще одной группой, возвеличивающей Иисуса по обычным человеческим меркам (1 Кор. 1:12; 3:22).

Деяния явно искажают то, что должно быть в действительной ситуации, описывая отношение Симона к обрезанию как идентичное отношению к этому Савла в то время, когда как раз произошел конфликт по вопросу пищевых предписаний, который поставил Савла в затруднительное положение перед лицом иерусалимских лидеров. По-видимому, по этому вопросу Иаков также составил лишь несколько простых моральных и диетических требований к новообращенным язычникам (Деян. 15:19—21).

Весьма вероятно, что сам успех распространения подобных идей среди «богобоязненных» язычников, противостоящих иерусалимской группе с fait accompli, на который та реагировала (по крайней мере, первоначально), настаивая на том, чтобы сторонники среди язычников новой веры (веры в особую роль Иисуса как иудейского Мессии) стали полноправными иудеями, то есть приняли обрезание, а также другие требования Торы. Именно эта ситуация фактически создала осевой момент для первого конфликта, который мы можем разглядеть между бывшим окружением Иисуса и растущим числом язычников за пределами Палестины, подвергшихся влиянию сначала иудаизма в целом, а затем и особой разновидности иудаизма, связанной с мессианской надеждой, представляемой Иисусом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20