Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 17

Сбор Савлом денег в пользу «святых в Иерусалиме» был для него жизненно важным делом. Это должно было свидетельствовать о плодотворности его усилий среди конгрегаций Греции и Малой Азии. В главе 15 Послания к Римлянам, написанного перед тем, как Савл покинул Коринф, направляясь в Иерусалим, говорится, что деньги были «для бедных между святыми»; то есть эти пожертвования давали иерусалимским последователям Иисуса возможность продолжать ждать его скорого Славного пришествия.

Цель сборов заключалась в том, чтобы показать, что язычники, конечно же, нашли спасение в еврейском Мессии, то есть расширение Савлом роли Иисуса уже фактически принесло плоды. Для Сав-ла деятельность, связанная со сбором денег, продолжалась в течение нескольких лет; их нужно было передать в Иерусалим каким-нибудь эффектным образом, то есть благодаря присутствию, по крайней мере, восьми представителей языческих конгрегаций (Деян. 20:4 и сл.), произвести такой публичной демонстрацией сенсационный эффект. Мир в широком смысле стал бы осознавать действенность роли Иисуса в спасении человеческого рода через массовое обращение язычников, то есть всего человечества. Савл был убежден в том (как показано в другом месте), что это является предпоследней стадией космической драмы, вершиной которой должно стать Славное второе пришествие Иисуса. Тогда подтвердились бы пророчества Исаии и Михея; вместе с обращенными язычниками иудеи также могли бы обратиться, и тогда божественная схема была бы доведена до своего логического конца.

Возможно, Савл считал, что эффектное представление собранных денежных средств должно было выставить его в хорошем свете в целом и компенсировать негативный эффект от тех тревожных сообщений о нем, которые, несомненно, уже просочились в иерусалимскую среду. Таким образом, могло бы осуществиться примирение между ним и его прежними наставниками, если бы они были такими, какими он их себе все еще представлял. Однако, как мы увидим, его планы были расстроены. Все его надежды, каковы бы они ни были, потонули в конфликте, с которым он столкнулся в Храме. Он встретил свою смерть как прямое следствие бунта в Храме. Хотя, надо сказать, эти обстоятельства пришлось извлекать из-под всего благочестивого камуфляжа Деяний и их последующих редакций.

После своей смерти Савл должен был появиться из мрака неизвестности и, возможно, очиститься от позора позднего периода своего жизненного пути. С точки зрения того поколения, которое появилось после его смерти, он был главным мыслителем нарождающейся секты, поскольку он, разумеется, жил во время расцвета христианства. Но через всю концовку Деяний, через апологетический туман и умышленную непоследовательность всего этого повествования, можно разглядеть зловещую нить предвещаемого несчастья. Разорванная и замаскированная требованиями апологии, эта нить все же просматривается как некое свидетельство конца Савла.

Поездка, которую Савл (что, на первый взгляд, кажется странным), по-видимому, вынужден был совершить в Иерусалим, упоминается несколько раз. Сначала просто рассказывается, что он должен «идти в Иерусалим» перед тем, как «видеть и Рим» (Деян. 19:21). Немного позже Савл объясняет эту поездку необходимостью передать своей нации пожертвования (Деян. 27:17); затем говорится, что ему помешали плыть на еврейском плоту из Греции в Сирию, несмотря даже на то, что он просто вез пожертвования иерусалимской общине и членам иерархии Храма (Деян. 20:3). Тогда Савл, обойдя Эфес, так как спешил добраться до Иерусалима к Пя-тидесятнице, призывает старейшин из эфесской конгрегации в Милет в связи со слушанием его дела. Савл очень апологетичен; он подчеркивает, что «не повинен в крови» всех присутствующих; он едет в Иерусалим совершенно чистым, но не «знает, что случится» с ним там. Он суммирует:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20