Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 13
Деяния являются нашим единственным источником для понимания распространения нарождающейся веры, как видно из перспективы поражения иудеев от римлян. Однако с исторической точки зрения достаточно странно, что Деяния являются одновременно бесценными и совершенно никудышными. Их отвергаемое апологетическое устремление очевидно; совершенно ясно, что автор попался доказать, будто по милости Бога вера крошечной общины в Иерусалиме, насчитывающей каких-то 120 человек, мощно расцвела и, как утверждается в конце Деяний, переместилась в огромную столицу мира — Рим, дабы проповедовать «со всяким дерзновением невозбранно» (28:31).
Деяния сглаживают все острые углы. В них отсутствуют какие бы то ни было настоящие разногласия, все расхождения во мнениях мирно улаживаются; хотя «Матерь Церковь» и имеет приоритет, но у нее ни с кем нет никаких разногласий. Савл, который умер, по меньшей мере, за сорок лет до составления Деяний, стал великим апостолом, авторитетным и т. д.
Существуют две совершенно различные дошедшие до нас версии о том, как новая вера была перенесена за рубеж. И Деяния, и Послания Савла совпадают в своем отношении к той территории, которая была главной ареной деятельности Савла, то есть к обширной территории, охватывающей северо-запад Палестины, Крит, а также города Греции и доходившей до Рима (там, как указывает Савл, задолго до него существовала одна конгрегация). Но эти версии полностью расходятся в том, каким образом распространялись новые идеи.
Ни Деяния, ни Савл не обращают никакого внимания на распространение новой веры на юге Палестины, особенно в Александрии (Египет), где была огромная еврейская община, которая, как и остальные евреи, должна была быть обеспокоена закипающим в Иудее мятежом. Ни Деяния, ни Савл не упоминают о какой бы то ни было деятельности последователей Иисуса в том районе, хотя Деяния ссылаются (19:1—7) на некоторого рода интеллектуальное брожение в Александрии, происходящее вокруг Аполлоса, загадочной фигуры, о которой Савл упоминает как о своем сопернике.
Так что, поскольку ритуал крещения Иоанна первоначально должен был быть совершенно независимым от деятельности Иисуса, от страданий, упомянутых в евангелиях и во всех ссылках на Крестителя, до согласования его жизненного пути с жизненным путем Иисуса становится очевидным, что Креститель, хотя и в образцово-показательном смысле, был тем не менее субординационно ниже (с восторжествовавшей впоследствии точки зрения Церкви) Мессии-Иисуса.
Последователи Крестителя, какими бы ни были детали их верований, вероятно, были достаточно близки в тенденции к последователям Иисуса, и оба братства довольно рано должны были объединиться; группы, представляющие эти различные точки зрения, дружественно жили вместе в одних и тех же конгрегациях, как жили, к примеру, верующие в Коринфе. Следовательно, до того как идеи Савла появились в фиксированной форме «паулинизма», т. е. спустя многие годы после его смерти, совершенно ничего не было странного в том, что последователи Иисуса принимали в свою общину людей, которые верили только в крещение Иоанна. Они пока еще не подозревали о том, что более позднее развитие должно превратить Крестителя в простого Предтечу Иисуса.