Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 3

Это тоже можно было объяснить для восприимчивой публики без особых затруднений. Царство Божье тоже есть! Просто оно немного отсрочено. Таким образом, теперь страстно желаемая перемена была связана со Славным пришествием Иисуса, воскресшего Мессии, увенчанного сверхъестественными силами, грядущего на облаках.

У последователей Иисуса, которые сразу после распятия обосновались в Иерусалиме, несомненно, ожидая установления Царства Божьего в одном-единственном месте, где оно в действительности могло начаться, первоначальное кредо было необыкновенно простым: «Христос умер за грехи наши, по писанию .» (1 Кор. 15:3).

Вскоре это было расширено и стало означать, что Иисус, который пришел искупить Израиль, был расстроен ненавистью римлян и, несомненно (если замечание, вкладываемое в уста Симона (Деян. 3: 14— 18), не является анахронизмом), слепотой иудеев (то есть они не последовали за ним в достаточном количестве). Несмотря ни на что, всемогущий Яхве, безусловно, отстоит честь своего Мессии, послав его обратно на землю, — на этот раз в силе и славе — для того, чтобы «восстановить Царство» раскаявшемуся Израилю. Последователи Иисуса должны были просто подготовиться к этому покаянию.

Соответственно для иисусистов как карьера Иисуса, так и его распятие были связаны только с Израилем, находившимся в лапах римских идолопоклонников. Язычников ничего не связывало с этой концепцией; это был чисто внутренний еврейский вопрос. Для них дело выглядело так, будто просто отдельная группа людей была обеспокоена произволом властей мира сего. Разумеется, язычники в целом должны были понести наказание, что было частью божественного плана ниспровержения Римской империи (например, Страшный суд начинается с того, что язычники выстраиваются перед Мессией Израиля в ожидании своего приговора) (Мф. 25:31).

В самый ранний период после видения воскресшего Иисуса истерия вокруг Конца света поддерживалась, по-видимому, экстатическими переживаниями верующих; это было совершенно обычным делом. За недолгое время истерия вокруг Конца света смогла преодолеть разочарованность по поводу провала Славного пришествия. По-видимому, с необычайной быстротой повсюду начали распространяться идеи; всего лишь через несколько лет после казни Иисуса в многочисленных общинах Восточного Средиземноморья уже соперничали друг с другом различные теории.

Назревающий кризис в Палестине естественным образом повлиял на еврейский мир в целом: на повсюду разбросанные общины диаспоры, преданные иерусалимскому Храму, который составлял центр кругозора Савла. Общины, разбросанные по всей диаспоре, были, несомненно, весьма разнообразны; были среди них и не связанные с Храмом. Бесчисленные синагоги привлекали к себе множество «богобоязненных» язычников и окончательно обращенных.

Интеллектуальная атмосфера разбросанных еврейских общин, глубоко связанных со страшной ситуацией в Палестине, вероятно, была настолько хаотичной, что Савл мог скитаться десятилетиями, разъясняя верующим различные вопросы таким образом, что лишь гораздо позднее это обстоятельство заставило его поссориться с иерусалимскими последователями Иисуса. Тогда не было никакой бюрократии, и авторитетная власть иерусалимских последователей Иисуса могла быть выражена только через добровольное подчинение всех, кто верил в исключительные качества Иисуса; следовательно, ситуация была достаточно неопределенной для того, чтобы Савл разрабатывал свои собственные идеи более или менее беспрепятственно. Конечно, в то время действительно это совершенно невозможно было контролировать. Основная схема, которая возникла при непосредственном осознании казни Иисуса, была настолько проста, что ее можно было расширить в любом направлении, особенно после того, как возникла необходимость чем-то заполнить период времени перед Славным пришествием, объясняя его отсрочку. Это неизбежно привело к некоторому приукрашиванию центральных вопросов, связанных с Мессией и его функцией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20