Римско-иудейская война: разрушение храма
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храма
Страница 9

Рассматривая восстание 66—70 гг., едва ли можно переоценить огромный фактор социального протеста. Население в целом делилось на проримские элементы высших классов, колеблющихся людей умеренных взглядов и большинство плебеев, которые, в конце концов, под руководством «активистов» движения Царства Божьего и «делали погоду». Элемент социального протеста объясняет факт присоединения плебеев в целом к повстанческому движению. Поджоги архивов ростовщиков были, несомненно, привлекательными для бедноты.

Социальный протест объединял даже тех, которые во всех других случаях довольно сильно расходились во взглядах. Два зелотс-ких лидера в 66—70 гг. Симон бар Гиора и Иоанн Гуш Халев (Гис-хала), несмотря даже на различие в социальном происхождении, оба одинаково сильно ненавидели проримскую еврейскую аристократию. (Иоанн был преуспевающим дельцом.) Люди Иоанна участвовали «в грабеже домов богатых»42; позже оба лидера предприняли общее нападение на всех представителей высших классов — без разбора43.

Самаритяне, хотя и были длительное время врагами евреев, а в последний период перед войной находились (именно по этой причине) под особой защитой римлян, также поддержали восстание44, очевидно, по социально-экономическим мотивам, которые заставили это восстание выйти за пределы его собственно еврейских установок, особенно в связи с тем, что самаритяне также имели виды на Царство Божье.

Существовала даже возможность того, что экономический переворот, который предвосхищался социальным протестом, присущим этому восстанию, мог распространиться и на другие страны, создавая для римского правительства еще одну серьезную проблему45.

Вдобавок был огромный приток молодых евреев, в том числе и молодых людей из высших классов, в движение Царства Божьего; фактически молодежь уже сама по себе была значительной причиной восстания46. Одним из лидеров кинжальщиков был Бен Батиах, племянник Йоханана бен Заккаея, наставника партии мира47; Елиа-зар, глава Храма (священнослужитель, выше которого был только первосвященник), который ускорил революцию, был сыном первосвященника Хананея (Анана)48.

С одной стороны, именно агитация за Царство Божье, осуществлявшаяся в самой острой форме, — существенный религиозный мотив всего восстания — затрудняла участие в восстании неевреев. Шаммаиты (движение, основанное на особо строгом толковании писаний), представлявшие в основном средний класс и высшие слои среднего класса, также были убежденными зелотами. Все это придавало восстанию тяжелую религиозно-националистическую окраску, что изолировало евреев и сделало невозможным полное преобладание элемента социального протеста, а также служило препятствием для распространения восстания на тех, кто страдал от такого же бедственного положения за пределами Палестины.

Фактически вначале восстание было по характеру целиком национально-освободительным; и только позже, когда борьба становилась все более ожесточенной, несомненно, из-за крушения надежд на вмешательство со стороны Бога, элемент социального протеста активно вышел на передний план и привел к гражданской войне между различными повстанческими группировками — кинжальщиками, зелотами, группировками, связанными с Иоанном Гуш Халевом, Симоном бар Гиорой и т. д., что отражало сущность социального переворота, усилив его остроту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13