Римско-иудейская война: разрушение храма
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храма
Страница 2

Брожение продолжалось в течение десятилетий под предводительством Иуды Галилеянина, и партизаны начали усиливать свою деятельность в 52—60 гг. (при прокураторе Антонии Феликсе), когда, согласно Иосифу Флавию, страна кишела «разбойниками» и «самозванцами», которые продолжали «обманывать» народ. Кроме того, Иосиф связывает этих разбойников с «чудотворцами», то есть с теми, кто претендует на вызывание «чудес», подобно тем посредникам божественного вмешательства в судьбу своего народа, которые действовали в прошлом, то есть во времена завоевания Земли Обетованной и во время исхода из Египта. В течение этого десятилетия, пишет Иосиф, возник новый тип «бандитов»—«кинжальщики» (сикарии), которые специализировались на убийстве ренегатов (еврейских квиетистов и коллаборационистов). Кинжальщики обычно смешивались с толпой, собиравшейся во время религиозных праздников, выхватывали свои кинжалы из-под плащей и наносили ими удары. Из повествования Иосифа становится ясно, что кинжальщики и зелоты — это одно и то же.

Деятельность зелотов не ограничивалась Палестиной: например, в 50-е гг., через пятнадцать—двадцать лет после казни Иисуса, зелоты и другие воинственно настроенные люди продолжали посещать еврейские общины в диаспоре, пытаясь собрать деньги в поддержку мессианского восстания против римлян. Однажды иудеи уже были изгнаны из Рима императором Клавдием за мессианистское подстрекательство к мятежу. В Александрии евреев предупреждали против скитающихся зелотов, «чумы, которая угрожает всему миру»4. Именно известный подстрекательский характер поведения последователей Иисуса послужил для Нерона благовидным предлогом, чтобы обвинить их в поджоге Рима.

В Палестине экономические и политические факторы были тесно переплетены в борьбе между высшим и низшим духовенством. Низшие священнослужители благодаря своей национальной преданности и своим материальным интересам были заодно с зелотами против высшего духовенства. Представители иерусалимской черни фактически должны были быть зелотами; кинжальщики уже проявили свою враждебность по отношению к священнической аристократии, убив первосвященника Ионатана. Тит — сын императора Веспасиа-на — созвал военный совет, который должен был принять решение разрушить еврейский Храм, чтобы истребить веру последователей Иисуса в то, что Иисус собирается снова появиться как Мессия5.

Приблизительно в 59 г., через несколько десятилетий после казни Иисуса, первосвященники Храма, выбранные из среды священнической аристократии, которая, начиная с царствования Агриппы I, назначалась наследниками Ирода, еще более отошли от низшего духовенства. Иосиф Флавий, не объясняя причин широкого распространения ненависти к первосвященникам, просто говорит, что они были не в ладах с низшими священнослужителями и лидерами иерусалимской черни. Эти две фракции продолжали яростно сталкиваться между собой. Каждая сторона использовала против другой головорезов (при этом римляне держались в стороне). Главный маневр первосвященников заключался в том, чтобы утаивать собранную десятину от низшего духовенства (практически это был их единственный источник дохода)6.

В 60 г. римский прокуратор Фест начал энергичные репрессии против зелотов, кинжальщиков и других «нисгибаемых», включая последователей «самозванца», который уводил людей в пустыню и выражал протест в форме вооруженного гражданского неповино-вения7. Примерно в то же время Нерон положил начало действиям, которые впоследствии привели к иудейской войне: он разрешил локальный спор между сирийским и еврейским населением Кесарии в Палестине в пользу сирийцев. Именно это решение Нерона заставило Феста подавить еврейских «активистов»8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13