Римско-иудейская война: разрушение храмаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храмаСтраница 4
Судебное разбирательство над Иаковом интригующе загадочно. Иосиф Флавий, называя его братом «так называемого Христа» (вероятно, здесь — недосмотр со стороны последующих ревностных христианских поколений, поскольку в этом отрывке об Иисусе говорится в нелестной форме), не объясняет, почему именно Иаков и его товарищи были обвинены в нарушении Торы и фактически насмерть забиты камнями11.
Иосиф обеляет всех их. Он обращается к «самым непредубежденным» гражданам, большинство которых соблюдало предписания Торы, тайно протестуя против царя Агриппы II, требуя от него в будущем приструнить Анана. Фактически Агриппа под этим давлением был вынужден устранить Анана с поста первосвященника, а новый прокуратор Альбин сделал ему за это строгий выговор12.
Граждане были возмущены по двум причинам. Во-первых, раздражало само поведение Анана, во-вторых, его незаконный созыв синедриона. Предполагалось, что для уполномочивания нового прокуратора необходимо было созвать синедрион для того, чтобы восстановить функционирование римской власти (это — единственный случай, когда для уполномочивания прокуратора созывался синедрион).
Иосиф полностью оставляет в тени казнь самого Иакова; не объясняет он также и вменяемое в вину Иакову религиозное преступление, хотя суть его становится ясной из тяжести наказания (побивание камнями). По-видимому, этот факт не мог служить причиной негодования «самых благочестивых» граждан; вряд ли Иаков был известен как нарушитель Торы.
Иаков был известен своим рвением в выполнении культа; считается, что Иаков не только принял два важных обета (вехавитов и назореев), но и постоянно находился в Храме13. Известно также, что он носил льняную одежду и никогда не носил шерстяной; Иосиф рассказывает нам, что левитам при Флоре (прокуратор, предшественник Альбина) было дано разрешение носить льняную тунику. Кроме того, несколько более поздние источники14 указывают на то, что одно время Иаков был первосвященником, через несколько лет после того, как Савл был отправлен в Рим навстречу своей смерти; в этих источниках утверждается, что Иаков «носил на своей голове священническую диадему» и имел право входить в Святая Святых, «потому что он был назореем и был связан со священнослужителями».
«Иаков Праведный . будучи сыном Иосифа, происходил из рода Давида и был назореем как первенец Иосифа и, следовательно, посвященный (Господу), а кроме того . он совершал богослужения на манер древних священнослужителей. По этой причине ему также разрешалось раз в год входить в Святая Святых, как предписывалось в Торе для первосвященников»15.
Таким образом, кажется вполне вероятным, что Иоанн Креститель появился задолго до Иисуса, то есть примерно во время правления Архелая (4 г. до н. э. — 6 г. н. э.), чем только и можно объяснить тот по-другому непостижимый отрывок из евангелия, в котором Иисус, говоря о вхождении в Царство Божье, отмечает, что «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его .». И «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божье благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Мф. 11:12; Лк. 16:16). Выражение «с сего времени» выглядело бы странным, если бы Иисус был, как считается, только на несколько месяцев моложе Крестителя и имел в виду очень короткий промежуток времени.