Римско-иудейская война: разрушение храмаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храмаСтраница 6
Иисуса, брата Иакова. Но когда они попытались допросить Иакова публично, чтобы заманить его таким образом в ловушку и чтобы он прекратил агитацию по поводу скорого Славного пришествия Иисуса, Иаков привел их в ярость, публично провозгласив свою веру (чем, возможно, сильно удивил их). Иерусалимская чернь весьма сильно воодушевилась, приветствуя это провозглашение выкриками «Осанна сыну Давидову!», выражая тем самым солидарность с антиримскими мес-сианистами, зелотами, кинжальщиками и т. д. Сразу же после смерти Иакова началась осада римлянами Иерусалима.
Соответственно по поводу основного рассматриваемого нами вопроса — отождествления Иакова с зелотами — наши главные источники находятся в полном согласии, несмотря на некоторое расхождение в деталях. Близость по времени замаскированного убийства Иакова и начала римской осады21 дают нам правдоподобное разумное объяснение всему эпизоду, объяснение, подкрепляемое упоминанием у Иосифа о миротворческих начинаниях, которые должен был предпринять Альбин, когда он прибыл в Палестину и оказался лицом к лицу с разрушительными действиями кинжальщиков22.
Независимо от конкретной даты в целом картина ясна. Иаков Праведный, лидер последователей Иисуса в Иерусалиме, представлявших собою грань воинствующего движения, неизбежно был вовлечен в мессианский кризис 62 г., в период между сроками правления двух прокураторов (Феста и Альбина). Таким образом, весьма вероятно, что смерть Иакова произошла в 62 г.; или же если она случилась на несколько лет позже — накануне римской осады Иерусалима, — то она была просто одним из эпизодов в атмосфере гражданской войны, насквозь пропитывавшей в то время Храм.
После смерти Иакова в 62 г. лидерство над группой, по-видимому, было передано Симеону бен Клеопе23, первому двоюродному брату Иисуса (сыну его дяди по отцу). Во время правления Домициана, то есть между 90 и 110 гг. (когда были составлены Евангелия от Матфея и Луки, а также Деяния), центурион Симеон24 вместе с племянниками Иисуса, то есть сыновьями его брата Иуды, были арестованы, но племянники вскоре были освобождены как не представлявшие никакой опасности25, в то время как Симеона пытали и убили.
Есть некое подобие в династическом принципе между организацией группы последователей Иисуса и организацией движения зелотов, которым руководил Иуда Галилеянин; это может означать, что до идеологического возвеличивания Иисуса, после его распятия установилась обычная династическая власть в том вооруженном движении, которое он возглавлял. Следовательно, Иаков Праведный занимал положение естественного лидера благодаря кровному родству, что лишь много лет спустя, поскольку нарождающаяся вера кристаллизовалась внутри развивающейся мифологии уже после разрушения Иерусалима, было истолковано как некий элемент в той иерархии, которая задумывалась как выражение определенной идеологии.
В своем охранительном повествовании об этой сложной подоплеке Иосиф Флавий проливает некоторый свет на закулисную ситуацию, сложившуюся после прибытия в 62 г. Альбина; он указывает на то, что личная коррумпированность Альбина вынуждала его брать взятки от «могущественных людей», закрывая глаза на их мятежно-подстрекательскую деятельность26; то есть люди, которых Иосиф называет «революционной партией» — зелоты, — были достаточно могущественны для того, чтобы подкупить прокуратора. Разумеется, это было для них совсем нетрудно, так как одним из главных побуждающих стимулов для римских сатрапов была нажива. Таким образом, доступность прокуратора для зелотов показывает огромное влияние, которым они обладали в течение многих лет вплоть до взрыва восстания 66 г.