Римско-иудейская война: разрушение храма
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храма
Страница 11

Но стремигельный поток возросшей воинственности оказался слишком сильным. Восстание, которое вскоре было подавлено, осенью 66 г. снова пропитало атмосферу Храма, когда Елиазар, глава Храма, убедил низшие слои священнослужителей игнорировать высшее духовенство и прекратить жертвоприношения в честь императора и римского народа (что было равносильно объявлению войны); в это время в Палестине были полностью вырезаны несколько римских гарнизонов.

Римляне отреагировали на это вяло. Прошло три месяца, прежде чем правитель Сирии (Цестий Галл), главная военная поддержка прокуратора в Палестине, послал армию; в это время страну захлестнула волна насилия. Евреи Кесарии были полностью вырезаны; во время репрессий была опустошена дюжина языческих городов, включая некоторые сирийские села, и было убито бесчисленное множество язычников. Антиеврейские мятежи и резня происходили в Тире, Александрии и многих других городах49.

Эта война затянулась из-за одного странного события. Римская армия — мощная сила, состоящая из легионеров и вспомогательных воинских единиц, вошла в Палестину и продвинулась без особого сопротивления к Иерусалиму по территории Галилеи и Самарии. Она уже была готова предпринять атаку на стены Храма, когда вдруг по какой-то неизвестной причине Галл отдал приказ к отступлению, и войска отошли к северу от города. Отступающие воинские части были беспощадно истреблены50.

Боевой дух повстанцев возрос немыслимым образом. Отступление сил римской армии было настолько неожиданным, настолько невероятным, настолько необъяснимым, что оно могло быть объяснено только как перст Божий, который еще раз вмешался в события на стороне воинов Яхве. Несомненно, то было одно из величайших поражений, нанесенных римским легионам, а кроме того, оно было тем серьезнее, что было нанесено не обученными военному искусству людьми в ключевой зоне империи (между египетской житницей и плодородными землями Сирии, на пути в Парфию, являвшуюся главным врагом Рима того времени).

Надежды партии мира рухнули. Эйфория, вызванная победой, оказала фатальное воздействие на евреев, которые теперь, все как один, были вовлечены в войну.

Весной 67 г. Веспасиан — старый военачальник, чье назначение Нероном указывало на серьезность иудейского восстания, — двинул на Палестину три легиона и мощные вспомогательные силы51. Он подверг осаде все укрепленные города, расположенные на пути к Иерусалиму. Это усложнило его кампанию, поскольку хотя евреи и не были профессиональными воинами на поле боя, но это весьма эффективно компенсировалось их рвением и энергией.

Веспасиан, возможно, учитывая борьбу за императорский трон, которая развернулась после смерти Нерона в 68 г., продвигался очень медленно и осторожно по сельской местности к северу от Иерусалима, таким образом постепенно изолируя его. Такой вялый темп кампании еще больше подогревал надежды мятежников.

В 66 г., в самом начале революции, внук Иуды Галилеянина Ме-нахем, который безжалостно уничтожил римский гарнизон в Маса-де, что дало ему возможность завладеть оружием и вселило в него непоколебимую твердость, вошел в Иерусалим и провозгласил себя царем. Несомненно, такой статус уже был почти синонимом Мессии; кроме того, успех Менахема являлся тем религиозным импульсом, который и воспламенил национально-освободительное восстание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13