Римско-иудейская война: разрушение храма
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храма
Страница 12

Менахем возглавлял свою собственную группировку кинжальщиков; претендуя как на харизматическую, так и на династическую власть в этой святой войне, он представлял себя как «царя»52, однако его убили соперничавшие с ним зелоты. С этого времени среди повстанцев началась гражданская война.

Медлительность римской кампании 68—69 гг., последовавшей за необъяснимым отступлением армии Галла в начале войны, усилило среди повстанцев состояние экзальтации. В Храме проходили массовые пышные празднества53.

Окончательной и решающей битвой явилась осада Иерусалима, начатая незадолго перед Пасхой весной 70 г. старшим сыном Вес-пасиана Титом. В это время римская армия состояла уже из четырех легионов и огромных вспомогательных сил. Веспасиан — теперь император, — нуждавшийся в высоком престиже, срочно требовал победы в Палестине, где римские легионы находились в течение четырех лет.

Евреи, разделенные до этого времени в кровавой борьбе между двумя главными фракциями, возглавляемыми соответственно Иоанном Гуш Халевом и Симоном бар Гиорой, теперь объединились для оказания отчаянного сопротивления. Иерусалим был окружен огромными стенами, там были три главные мощные стратегические точки: сам Храм, крепость Антония и дворец Ирода с его огромными башнями. Поэтому осаждающая римская армия не могла просто пробить брешь во внешних стенах, а вынуждена была атаковать город сектор за сектором. Это означало борьбу на узких улицах, где необученные защитники Иерусалима могли получить превосходство против профессиональных солдат, и все это требовало усиления и продления осады.

Несомненно, это был один из самых ужасных моментов в истории. Весь город был окружен мощными римскими катапультами; голод и болезни в осажденном городе также были на руку римлянам. Попытки со стороны римлян навязать условия были отвергнуты энтузиастами движения Царства Божьего, которые, по-видимому, до самого последнего момента ожидали вмешательства со стороны Бога. Если, как некоторые считают, Откровение (11:1—3) действительно является фрагментом документа зелотов, то оно отражает ранний период этой осады, когда внешний двор Храма был «дан язычникам», но святилище все еще оставалось нетронутым и повстанцы все еще думали, что Бог вот-вот вмешается, чтобы предотвратить осквернение святилища.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, римляне взяли штурмом внутреннее святилище; десятки тысяч евреев были вырезаны или сгорели в пожаре, который стер с лица земли весь Храм, в то время как победившие римляне приносили жертвы в честь своих знамен и приветствовали Тита как императора.

Захват внутреннего Храма парализовал все еврейское сопротивление; теперь легионеры их просто безжалостно убивали. Когда кровавая бойня закончилась, Иерусалим представлял собой огромную гору дымящихся развалин, покрытую мертвыми телами54. Этот разгром означал подлинный конец восстания (другие крепости, в том числе и Масада, были захвачены несколько позже).

Еврейское государство было уничтожено; солдаты-язычники разбили лагерь на территории древней святыни иудеев55. Хотя в 132—135 гг. было еще одно восстание под предводительством Бар Кохбы, существование евреев как нации приостановилось до XX столетия.

Тит переправил в Рим награбленное добро, в том числе и семи-свечник Менору, спасенный из горящего Храма; Симон бар Гиора был отвезен в Рим, где его казнили у подножия Капитолия во время триумфа Тита; Иоанн Гуш Халев был пожизненно заключен в тюрьму. Эта война принесла евреям колоссальные потери, по оценке Иосифа Флавия — свыше 1 300 000 убитыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13