Римско-иудейская война: разрушение храма
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храма
Страница 5

Иоанн Креститель, несомненно, был первым избранным зелотами первосвященником (разумеется, зелоты были против первосвященников, ежегодно назначаемых иродианцами, а позже — римлянами). После смерти Крестителя эта должность, по-видимому, перешла к Йоханану бен Зевдею (Иоанну сыну Зеведееву)16, одному из двух «сыновей грома», который был казнен во время правления Агриппы в 44 г., возможно, из-за своей претензии на первосвященство. Существует даже некоторое свидетельство (не в Деяниях), что его брат Иаков также был казнен в то же самое время17.

Таким образом, если Иаков был выбран первосвященником во время постоянно происходивших в Иерусалиме волнений, которые при Фесте начали достигать высочайшего уровня напряжения, то этот акт имел самое глубокое политическое значение, тем более что повествование об этом темном эпизоде было написано через сто лет после Иосифа Флавия, который, по-видимому, сохранил один элемент более древней традиции, заключавшийся в том, что Иаков был убит как раз перед тем, как римляне осадили Иерусалим18.

Так что если Иаков принял на себя функции первосвященника, но в атмосфере гражданской войны в глазах саддукейских иерар-хов был ненастоящим, т. е. неуполномоченным, первосвященником, то вполне естественно, что Анан, которого Иосиф, несмотря на свои собственные квиетистские тенденции, трактует с пренебрежением, избавился от Иакова путем хитрости, поскольку римляне были бы оскорблены своевольным принятием на себя полномочий со стороны синедриона и линчеванием такого популярного в народе лидера, каким был Иаков, гибель которого вызвала столь мощные протесты.

Итак, противники Иакова из иерархии Храма пригласили его — тогда уже старого человека — обратиться к толпам, собравшимся в Храме на празднование Пасхи. Несомненно, Иаков объявил во всеуслышание, что его брат вскоре вернется во славе и погубит язычников, после чего его оттолкнули к стене, как будто нечаянно, чтобы все выглядело как несчастный случай, и один из первосвященников, стоявший поблизости и одетый в простую одежду, ударил его по голове деревянной дубинкой. Таким образом, профессиональные священники могли объяснить римлянам, что Иаков случайно упал с крыши из-за головокружения, вполне возможного в его возрасте. Сами последователи Иисуса подумали, что убийцей был не кто иной, как один валяльщик, убивший Иакова из чисто личного фанатизма19. Таким образом, саддукеям полностью удалась их хитрость.

В Талмуде сохранился, по-видимому, некоторый отзвук этих событий. В таннаитской традиции III или IV столетия придерживались того, что синедрион запрещал побивать камнями. Не обладая властью выносить смертные приговоры, он приговаривал в таких случаях к «падению с крыши», то есть все выглядело так, будто вмешался Бог, чтобы выполнить приговор синедриона20. Это выражение — «падение с крыши», — которое звучит не так устрашающе, как «побивание камнями», возможно, хранит воспоминания о действительной судьбе Иакова, поскольку идея о каком-то валяльщике, прогуливавшемся вокруг Храма во время пасхального празднества со своими профессиональными инструментами, выглядит совершенно абсурдно.

Таким образом, появляется хоть какое-то объяснение предательского убийства Иакова. Поскольку из Деяний мы знаем, что низшие служители Храма представляли собой воинствующее крыло фарисеев — собственно зелоты, а также фарисеи — и поскольку мы знаем, что саддукеи и иерусалимская аристократия в основном были настроены проримски (то есть были квиетистами), мы можем допустить, что Иаков, подобно своему брату, являлся просто-напросто политическим противником саддукеев. Кроме того, он был настолько влиятелен, что саддукеи, сплотившиеся против возрождения мессианской агитации, первостепенного фактора всей этой эпохи в жизни Палестины, были взволнованы возможностью того, что эта агитация теперь может сосредоточиться на личности недавно потерпевшего неудачу Мессии-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13