Религиозный фактор – сущность и содержаниеДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержаниеСтраница 9
Наибольшее внимание отечественных и зарубежных исследователей уже многие годы привлекает исламский фактор. Существует целый ряд работ, в которых освещается роль исламского фактора в странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы, Америки, СНГ. В них анализируются социально-политические и идеологические причины использования этого фактора во внешней и внутренней политике, его заметной вовлеченности в наиболее острые социально-политические конфликты современности. Однако логико-методологический анализ самого понятия «исламский фактор» в этих работах встречается очень редко. Ясно, что понятие «исламский фактор», как и все другие конфессиональные факторы, взятые отдельно по отношению к понятию «религиозный фактор», находится к последнему в отношении подчинения. Между собой понятия «исламский фактор», «протестантский фактор», «православный фактор», «католический фактор» и другие, подобные им, находятся в отношении соподчинения. В реальной жизни религии, выступая в качестве религиозных факторов, находятся в сложном диалектическом взаимодействии, для которого характерны сотрудничество или борьба.
Немногие в нашей стране знают о том, что в годы, названные перестроечными, вождь Иранской революции аятолла Хомейни обратился с посланием к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачеву, в котором нашей стране предлагалось принять ислам в качестве ведущей религиозной идеологии. «Хочу твердо заявить, - отмечал в заключение своего большого послания аятолла Хомейни, - что Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе вашего общества». И это заявление не фарс, достаточно посмотреть на уровень роста внутреннего валового продукта и населения Ирана в то время (диагр. 5, 6).
Диагр. 5.
Динамика изменения ВВП Ирана в 1989-2000 гг. (млрд. долл.)
Анализ значительных событий мировой истории показывает, что глубинные причины кардинальной смены обществом своей религиозной ориентации, как правило, лежат вне собственно религиозной сферы жизни общества и связаны с его политико-экономической перестройкой. Именно по этой причине смена религиозной ориентации общества часто сопровождается насилием.
Через насилие была обращена в христианство Русь, а затем в 1917 также через насилие оно изгонялось из умов российских граждан, через насилие проложил себе дорогу в Западной Европе протестантизм, насилием в чистом виде были по своему содержанию так называемые крестовые походы католической церкви. Вместе с тем следует отметить, что смена религиозной ориентации в обществе может происходить и относительно мирным путем. Однако в любом случае изменения в жизни общества в связи с изменением религиозной ситуации в нем будут весьма существенными.
Диагр. 6
. Динамика изменения населения Ирана в 1989-2000 гг. (млн. чел.)
Содержание религиозного фактора логично было бы также рассмотреть с точки зрения общего и особенного в нем. Общее определяется самой природой религии, ее сущностью как общественного явления. Особенное определяется всей совокупностью условий, в которых данный религиозный фактор действует. Мировой опыт показывает, что в первую очередь специфику религиозного фактора образуют: религиозные традиции страны; уровень религиозности населения; социально-политическая ситуация в обществе; форма государственно-церковных отношений.
В то же время историческая и современная практика учит, что в общественной жизни характер воздействия религиозного фактора на социальное явление может быть как позитивным, так и негативным. В целом ряде случаев наблюдается противоречивое воздействие религиозного фактора. На одни стороны социальной жизни религиозный фактор воздействует позитивно, а на другие - негативно.
Соотношение позитивного и негативного воздействия, по нашему мнению, должно исследоваться особенно тщательно, чтобы не допустить переоценки или недооценки влияния религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации государства.
Проведенный в ходе исследования анализ показал, что сила воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в условиях модернизации мирового сообщества обусловлена целым комплексом обстоятельств. Наиболее значимое из них - заинтересованность (или незаинтересованность) власти в усилении роли религии в жизни общества. Если власть заинтересована в том, чтобы религия усилила свое влияние на жизнь общества, то она создает ей для этого определенные благоприятные условия, и наоборот.