Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 1

Цель и задачи нашего исследования требуют от нас разобраться с использованием понятия «религиозный фактор» в политической теории, уяснить его сущность, содержание и формы существования. Что мы и попытаемся сделать.

В начале, по нашему мнению, следует уточнить смысл базового понятия «фактор». Анализ первоначального значения данного понятия показывает, что нынешнее понимание его содержания трансформировалось. Достаточно сказать, что В.Даль дает следующие толкования слову «фактор»: «Фактор – комиссионер, исполнитель частных поручений; сводчик, кулак; в типографии: распорядитель всеми работами; в математике: множитель и вообще член, входящий в сложный вывод».

Современное значение это понятие приобрело только к концу прошлого века. Русский историк и социолог Н.И.Кареев в начале XX века в статье «Фактор» для энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона писал: «В историко-философской и социологической литературе слово «фактор» употребляется в смысле движущих сил исторического процесса (фактор цивилизации), прогресса и т.п. или в смысле общих условий, среди которых этот процесс совершается. В первом смысле между историческими Факторами различаются культурные, экономические, политические и т.п., смотря по тому, какие человеческие интересы и потребности, страсти и стремления вызвали те или другие события или содействовали развитию того или иного процесса. Во втором смысле Фактором истории называют такие условия, как физические свойства страны (климат, почва и т.п.), та или другая ее населенность, расовые особенности народа и т.п. Вследствие обозначения одним и тем же словом и движущих сил, и общих условий происходит немало недоразумений в теоретическом отношении к историческому процессу».

В Большой Советской Энциклопедии под фактором понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Политолог В.Рагузин считает, что слово «фактор» можно рассматривать как «общенаучное понятие, охватывающее целый ряд философских понятий, таких, как причина, движущая сила, условия, обстоятельства, так или иначе детерминирующих процессы становления, развития, изменения тех или иных общественных явлений или заметно влияющих на них. Богатство и разнообразие содержания общенаучного понятия «фактор», отмеченные Н.И.Кареевым в начале века (т.е. в то время, когда оно еще только входило в категориальный аппарат общественных наук) как определенное неудобство в теоретическом отношении, в настоящее время, когда оно стало общеупотребительным, выглядят скорее как достоинства этого понятия, позволяющие одним словом охватить целый ряд однопорядковых явлений».

В то же время, практика показывает, что понятием «фактор» в реальной действительности в том или ином конкретном случае в научно-популярной литературе обозначается то, что в других случаях может обозначаться понятиями «движущая сила», «причина», «условие».

Другими словами, понятие «фактор» сегодня приобретает самостоятельное значение только в том случае, когда оно актуализирует внимание на какой-то одной составляющей из целого комплекса сил, воздействующих на тот или иной объект.

Высоко оценивая попытки вышеназванных авторов, предпринятые ими по определению понятия «фактор», тем не менее, следует отметить один общий их недостаток. Во всех приведенных определениях понятие «фактор» выступает или как тождественное понятиям «движущая сила», «причина», «условие» или как родовое по отношению к ним. На наш взгляд, следует согласиться с мнением коллектива ученых, участвовавших в проведении научно-исследовательской работы «Религиозный фактор в системе угроз национальной безопасности Российской Федерации» и трактовать понятие «фактор» следующим образом: фактор – понятие, служащее для обозначения той силы, из числа определяющих развитие данного объекта, которая в данных конкретных условиях, имеет для исследования этого объекта особое значение.

Для более полного рассмотрения сущности категории «фактор», хотелось бы также остановиться на раскрытии понятия «теория факторов». Это термин традиционно используется в науке для обозначения социологических концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества воздействием какого-либо явления, признаваемого единственным фактором, определяющим эти изменения.

В целях решения задач исследования попытаемся в дальнейшем подойти к адекватному пониманию термина «религиозный фактор», через понятие «социальный фактор». Так, например, социолог С.А.Войтович дает ему следующее определение: «Фактор социальный – движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения фактора социального лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве фактора социального выступает, прежде всего, деятельность людей, обусловливающая, в конечном итоге, все многообразие социальной жизни общества».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14