Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 8

По мнению В.Павловой, совершенно не важна правота той или иной стороны. Но проблемы воссоединения христианских церквей и их взаимоотношений не должны ни в коем случае переходить на межгосударственный уровень, что может негативно сказаться как на общественном мнении России, так и Европы. Вопрос идеологического влияния на взаимоотношения остается за рамками нашего исследования, хотя это один из ключевых вопросов. И здесь уместно вспомнить знаменитый пример, цитируемый М. Вебером, в котором он приводит ответ одного из американских негоциантов о невозможности вести дела с людьми, которые не придерживаются библейских заповедей. Конечно, на современном этапе, было бы преувеличением приписывать такую важную роль конфессиональным принадлежностям, но в тоже время нельзя совершенно пренебрегать этим аспектом человеческих взаимоотношений, учитывая идеологическое состояние населения как Испании, так и России.

Содержание религиозного фактора может быть рассмотрено

Содержание религиозного фактора может быть рассмотрено и с точки зрения соотношения в нем объективного и субъективного.

Объективной составляющей религиозного фактора является уже рассмотренная нами религиозная действительность, которую застает данное поколение верующих и которая выражена: в определенном содержании религиозного сознания; в сложившейся системе религиозных отношений; в сформированном ре-лигиозном культе; в существующей на этот момент времени форме рели-гиозной организации.

К субъективной составляя-ющей религиозного фактора относятся: определенное видение тем или иным религиозным сообществом своих задач в этом земном мире; наличие у данного сообщества верующих определенных чувств и воли, направленных на выполнение этих задач.

Свое выражение субъективная составляющая религиозного фактора находит в конкретной практической деятельности религиозных организаций. Субъективное в религиозном факторе формирует идеальную модель преобразования того или иного объекта и дает импульс к объективации этой модели.

Таким образом, субъективная составляющая религиозного фактора объективируется соответственно в светском и религиозном мире, превращаясь в последнем в объективную составляющую относительно качественно нового религиозного фактора.

Говоря о субъективной составляющей религиозного фактора, следует особо подчеркнуть, что эта субъективность складывается не только из субъективных интересов той или иной религии, которые проистекают из догматов данной религии, но и из интересов той или иной конкретной религиозной организации или групповых интересов священников этих организаций. Иногда к этой совокупности интересов добавляются интересы того или иного церковного лидера. Заметим, что, как показывает мировой опыт, именно субъективное является импульсом для возникновения в том или ином религиозном течении отклонений от этого течения в ту или иную сторону, что часто завершается образованием так называемых сект.

Достаточно часто объективное деформируется субъективным, основанным на откровенно земных интересах религиозных организаций, групп верующих (монашеских орденов, братств), отдельных религиозных лидеров. Историческая практика свидетельствует, что субъективное, в котором превалируют земные интересы церкви, нередко настолько деформирует объективное, что через какой-то исторический отрезок времени церковь в той или иной форме признает этот факт и осуждает его.

В совокупности интересов, определяющих содержание субъективной составляющей религиозного фактора, находится ключ к пониманию тех различий (иногда довольно глубоких), которые в практике жизни часто обнаруживаются между догматами той или иной религии и реальными действиями религиозных организаций в той или иной конкретной ситуации.

Одной из задач нашего исследования является рассмотрение воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в условиях модернизации современного мирового сообщества. Объективно-субъективное содержание религиозного фактора дает основание предполагать, что в реальной жизни существует определенная разница между тем, как понимается модернизация светского общества в религиозной догматике, и как действительно ведут себя церкви в конкретных жизненных ситуациях, когда обстоятельства заставляют ту или иную церковь соприкасаться с проблемами модернизации общества.

Содержание религиозного фактора может быть также рассмотрено с точки зрения его конфессионального многообразия. В этом смысле религиозный фактор, взятый не абстрактно, а из реальной действительности, имеет вполне конкретную вероисповедную окраску: говорят об исламском, православном, протестантском, католическом, буддийском и других факторах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14