Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 5

Невозможность достижения компромисса между религиозными организациями обусловливается причинами не только религиозно-идеологического, но и религиозно-психологического порядка. На первый взгляд, кажется, что благоприятные условия для компромисса имеют религиозные организации одного и того же направления. Однако на практике все обстоит сложнее. Идейного компромисса между организациями одного направления тоже не получается. Общественно-историческая практика знает примеры, когда один доминирующий конфессиональный фактор со временем заменялся другим.

Баптистский священник Уэлтон Гэдди считает, что пока американцы не перестанут проводить параллели между тем, что они читают в газетах, и тем, что написано в Библии, Торе или Коране, межрелигиозные отношения в Америке будут только ухудшаться. «И это, - добавляет Гэдди, - будет трагедией для американской культуры, потому что самый великий пример, который являет собой Америка - это достигнутое ею тонкое социальное равновесие, именуемое «плюрализмом».

О том, к каким кардинальным переменам в жизни общества приводит смена религиозной ориентации общества, можно судить на примере Руси, которая на рубеже Х-ХI вв. сменила язычество на христианство. То же самое можно сказать о ряде стран Западной Европы, где рядом с католицизмом в относительно короткий срок возник и укрепился протестантизм. В наше время подобный процесс происходит, например, в Южной Корее, где буддизм превращается в религию прошлого, а ему на смену уже практически пришел протестантизм.

По данным American Religious Identification Survey, в 1991 году 90% взрослых американцев считали себя принадлежащими к определенной религиозной группе. В 2001 году число верующих жителей США уменьшилось до 81%. Религиозными людьми считают себя только 37% жителей США. 38% считают себя «частично религиозными». 16% назвали себя мирскими людьми. Любопытно, что религиозных женщин значительно больше, чем религиозных мужчин. Пожилые люди в значительно большей степени испытывают тягу к религии, чем молодые. К примеру, религиозными себя называют 47% американцев старше 65 лет и лишь 27% жителей США, находящихся в возрасте 18-34 лет. Среди расовых групп наибольшую религиозность проявляют афроамериканцы. Число христиан уменьшилось с 86% в 1990 году до 77% в 2001. Число совершеннолетних жителей США, относящих себя к нехристианским религиозным группам возросло с 5.8 млн. до 7.7 млн., однако в процентном отношении к остальным верующим увеличилось незначительно - с 3.3% до, примерно 3.7%. В наибольшей степени возросло число людей, которые не относят себя ни к одной религии. С 1990 по 2001 год их число удвоилось: с 14.3 млн. до 29.4 млн.(с 8% до 14%). Любопытно также, что все большее число людей отказывается при опросах называть религию, к которой они принадлежат. В 2000 году таких было около 2 млн. или 2% совершеннолетних жителей США, в 2001 году - более 11 млн. или 5%.

Религиозная деятельность

в виде религиозного культа подразумевает наличие средств культа и культовую деятельность, и т.д.

В современном обществе религия выполняет в основном идеологические функции, являясь частью социальной жизни общества. Таким образом, религия, и в частности Церковь, как основной религиозный институт, не может быть изолирована при анализе взаимоотношений между разными народами и государствами, хотя, конечно, уровень и характер церковных и государственных связей различен в разных государствах.

Религия представляет собой часть понятия о культуре и истории народа, а сегодня, согласно теориям испанского специалиста по международным отношениям, Селестино Ареналя, культура является силой оказывающей сильное влияние на политическую жизнь, а религиозный компонент всегда являлся важной составляющей культуры.

В.Павлова считает, что с какой бы стороны мы не рассматривали состояние религии, с позиции ли Гегеля, утверждавшего, что религия становится все более личным внутренним делом или с позиции Питирима Сорокина, который считал исчезновение религии невозможным, полагая, что изменения конфессионального порядка всегда сопутствуют любым изменениям в социальной жизни общества, влияние религии в современной жизни очевидно. Верования не исчезли, они лишь модифицировались.

В.Н.Рагузин в своих трудах отмечает, что в разных общественных ситуациях и процессах в качестве фактора их формирования и развития могут выступать « .конкретные конфессии и взаимоотношения между ними, религиозные идеи, концепции, системы ценностей, деятельность религиозных организаций, политические и социальные позиции различных групп духовенства, религиозность масс, религиозные традиции и т.д. В конкретной ситуации какой-то из перечисленных элементов структуры религии преимущественно или в совокупности с другими может актуализироваться, выйти на первый план и играть роль религиозного фактора динамики данной ситуации».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14