Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 4

Диагр. 4.

Результаты опроса среди православных России о вере в существование Бога и высшей силы (в %)

С другой стороны, 27%, считающих себя атеистами, верят в существование Бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что Бога не существует, а 29,4% затрудняются с ответом на этот вопрос.

Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% граждан России, относящих себя к исламу верят в Бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7% опрошенных. Затруднились с ответом в этой группе – 7,7%.

Таким образом, мы видим, что по главному вопросу религии – отношению к предмету веры среди объявляющих о принадлежности к той или иной религии, нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос «Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?» Только 29,6 %, считающих себя православными, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4% считают, что ни в одной религии нет истины, а 21,2% представителей православия затрудняются с ответом.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% представителей данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% полагают, что ни в одной религии истины нет. 35,1% представителей из данной группы затрудняются с ответом.

Специфической особенностью религиозного сознания является наличие в нем установки на исполнение в этом мире особой миссии, для которой, собственно, и была создана тем или иным Богом данная церковь. Мессианство - это один из краеугольных камней религиозной идеологии любой церкви.

Понятие «мессианство» является родовым по отношению к понятию «миссионерство». Поскольку миссионерство – один из обязательных видов деятельности всех религиозных организаций, постольку между ними объективно должны существовать отношения борьбы. Истории известны различные формы этой борьбы - от идеологической до вооруженной. Идеологическая борьба религиозных организаций включает в себя большое количество разнообразных форм, охватывающих как сферу религиозной идеологии, так и сферу религиозной психологии, например, проповеди священников одной церкви, дающие негативную оценку церквям других религиозных направлений.

Претензия каждой отдельно взятой религиозной организации на абсолютную истину порождает отношения абсолютного идеологического антагонизма. Ликвидировать его без отказа от идеологических позиций одной из сторон невозможно.

С.Градировский выделяет три типа конфликтов, носящих внутрирелигиозный характер.

Во-первых, межконфессиональные конфликты; яркий пример - конфликт между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Ватиканом, или маскируемый конфликт между той же Русской Православной Церквью и некоторыми протестантскими церквями.

Во-вторых, конфликты между традиционными версиями той или иной религии и модернизационными. Такие конфликты прослеживаются практически во всех религиях.

И, наконец, межъюрисдикционные конфликты, например, между структурами, возглавляемыми Т.Таджутдином и Р.Гайнут-дином, Берл-Лазаром и Шаевичем или между «суздальским расколом», как его величают оппоненты, и Московским Патриархатом.

Скотт Александер - профессор ислама в чикагском учебном заведении под названием «Католический теологический союз» считает, что до событий 11 сентября 2001 г. в США было много сделано для того, чтобы улучшить отношения между христианами и мусульманами. Время после этих событий стало важной вехой испытаний и проверок. Там, где отношения между конфессиями были налажены до 11 сентября и до начала войны в Ираке, они стали еще крепче в последнее время. Но там, где имели место подозрительность, невежество и неправильное восприятие, ситуация стала еще хуже». По мнению профессора Александера, вина за это взаимное непонимание отчасти лежит на мусульманах. Они - новички в Америке, а это значит, что среди них преобладают иммигранты. Как все иммигранты до них, они предпочитают жить своими анклавами и редко идут на сближение с основной массой американцев.

Однако баптистский священник Уэлтон Гэдди, который руководит вашингтонским «Межрелигиозным альянсом», говорит, что после 11 сентября многие мечети признали, что им следует шире открыть свои двери для американцев других верований и конфессий. Но эта инициатива получила отпор в некоторых религиозных кругах, особенно - в евангелической христианской церкви. Эти люди начали опасаться, что тесные контакты с представителями совершенно иных религиозных традиций могут привести к приятию и одобрению этих религий. В качестве примера священник Гэдди приводит случай с евангелическим лютеранским пастором Дэвидом Бенке, который был временно отстранен от служения за то, что принял участие в межрелигиозной поминальной церемонии на нью-йоркском стадионе «Янки» после трагедии 11 сентября. Объявляя о своем решении, руководители евангелической церкви назвали «язычниками» лидеров еврейской, мусульманской и индуистской общин, которые также участвовали в церемонии. По мнению Уэлтона Гэдди, межрелигиозные отношения в США достигли критической точки, а диалог между конфессиями затрудняется враждебностью и непониманием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14