Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 2

По нашему мнению, С.А.Войтович справедливо предлагает

По нашему мнению, С.А.Войтович справедливо предлагает в совокупности социальных факторов различать «те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или явлениях и процессах. Однако думается, следует распознавать факторы, социальные постоян-но действующие, и случайные, непосредственно и опосре-дованно влияющие на объект».

Кроме того, социальные факторы могут быть классифицированы и в зависимости от той или иной стороны общественной жизни, в которой они себя проявляют. Например, понятие «фактор» активно используется в экономической науке: «факторы экономического развития», «факторы спада производства», «фактор безработицы» и т.д. Широко востребовано понятие «фактор» и в политологии: «факторы стабильности политической системы», «факторы дестабилизации», «фактор власти», «фактор межнациональных конфликтов» и т.д. Свое специфическое содержание понятие «фактор» приобретает и в других сферах общественной жизни, особенно религиозной.

Вместе с тем, по мнению доктора философских наук, член-корреспондента РАН Л.Н.Митрохина, эти проблемы обсуждаются на весьма поверхностном, морализаторском уровне, идеализируется история церкви, вычеркивается богатое материалистическое и антиклерикальное наследие, насаждаются новые мифологемы по принципу «все наоборот». Так что профессиональное понимание «религиозного фактора» стало насущной потребностью общества, условием его успешного обновления.

Исходя из вышеизложенного, автор считает, что сегодня применительно к религиозной сфере жизни общества необходимо говорить о религиозном факторе как основе межконфессиональных конфликтов. В рамках конфликтологических теорий, по мнению В.И.Гараджа, за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт.

«Религиозный фактор» (от лат.factor-делающий, производящий) - термин, определяющий влияние религии, как социального института на иные, нерелигиозные стороны общественной жизни. Религия, как социальный институт выполняет в обществе ряд функций. Важнейшими функциями религии являются, в том числе, мировоззренческая, регулирующая, интегрирующая и дезинтегрирующая. Религиозный фактор может играть различную роль, в зависимости от конкретной исторической и социально-политической ситуации в обществе. В периоды социальных кризисов религиозный фактор становится одной из наиболее влиятельных сил, используемых различными социальными и политическими группами в собственных интересах.

Проведенный в ходе исследования контент-анализ научных трудов показал, что, несмотря на то, что понятие «религиозный фактор» включено в название многих работ, его определение дается всего несколькими авторами. Так, религиовед А.А.Нуруллаев дает ему следующую формулировку: «Религиозный фактор есть специфическое обозначение функционирования религии и ее институтов в системе социальных, экономических, политических, национальных и других отношений; все, что относится к религии и ее институтам как субъектам деятельности в разных сферах общественной жизни».

В.Н.Рагузин считает, что «религиозный фактор можно определить как функциональное состояние и характер взаимосвязей и взаимодействия религии и ее компонентов с объектами влияния: обществом, политикой, культурой, государственной властью, нацией и т.д.».

Можно рассмотреть религиозный фактор и как влияние на мировую политику религии, и определенное как система убеждений (мировоззрение).

По мнению А.М.Кузнецова, духовно-религиозный фактор - это исторически сложившееся религиозное сознание в действии. Это совокупность религиозных взглядов, идей, убеждений, ценностных ориентаций, которые отражены в книгах Священного Писания и догмах и непосредственно воплощены в повседневной практике, поступках и поведении людей. В данном определении, по его мнению, можно вычленить две составляющие - теоретическую, которая состоит из взглядов, идей и убеждений людей, основанных на религиозных святынях, и практическую, отражающую реальное воплощение вышеназванных элементов в жизнь.

Перечисленные определения по содержанию схожи: во всех случаях религиозный фактор рассматривается как форма объективации религии. Однако определение, данное А.А.Нуруллаевым, имеет, по нашему мнению, более четкую форму и более глубокое содержание. В то же время, опираясь на понимание «фактора» с указанием на его гносеологическую сторону, можно дать следующее определение понятию «религиозный фактор».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14