Религиозный фактор – сущность и содержание
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религиозный фактор – сущность и содержание
Страница 3

«Религиозный фактор» – категория, применяемая для обозначения воздействия, оказываемого со стороны религии на тот или иной объект (предмет), которое имеет определенное значение для его функционирования в конкретных социально-политических условиях.

Определив сущность религиозного фактора, рассмотрим его содержание с точки зрения структуры самой религии. Начнем знакомство с религией, следуя совету Шиллера: «Кто хочет победить врага, тот должен отправиться в его стан». керамогранит.

Слово «религия» знакомо всем нам, как верующим, так и неверующим, также как и его русский эквивалент - слово вера. Что означают эти слова? Слово религия - religio латинского происхождения. Означает оно - совестливость, благочестие, святость. К глубокой древности, к раннехристианскому латинскому мыслителю блаженному Августину (354 – 430 гг. н.э.) восходит объяснение смысла этого слова из глагола religo - связываю развязанное, воссоединяю. Наше слово вера тоже очень древнее. Уже в языке Авесты - священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var - верить, и существительное vareiia - вера.

Спросим любого верующего, что является главным

Спросим любого верующего, что является главным в религии. Они ответят: «Бог, поклонение Богу, вера в Бога». Что же такое Бог? Вот несколько рассуждений на этот счет священника Г.Петрова из его книги «Беседы о Боге и божией правде», изданной в 1903 году: «Каждый, вероятно, знает по себе, что чужой пристальный взгляд, устремленный на нас, дает нам себя чувствовать. Мы сидим за книгой, заняты делом, ведем разговор, вдруг чувствуется нам не по себе. Мы невольно оборачиваемся, подымаем глаза и видим, что на нас пристально смотрят, как бы заставляя взором и нас ответить тем же. Бывают случаи еще большей чувствительности и отзывчивости на стороннее присутствие. Люди, случайно попавшие в громадное темное помещение, под влиянием особенно усилившейся от страха или чего иного впечатлительности, безошибочно угадывают, есть кто с ними тут вместе или нет, несмотря на полную тишину и темноту. Никого не видно и не слышно, а чувствуется, что кто-то есть. Так и все человечество на земле. Мы видим окружающий нас мир, но сердцем чуем, что есть кто-то выше мира, что мы не одни здесь на земле, что на нас устремлен издали чей-то пристальный взгляд, и люди всюду озираются, ищут невидимое, но чувствуемое существо».

Исторический опыт и практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и даже элементы этих отдельных компонентов.

Ярким примером здесь является религиозный конфликт в Нигерии, где напряжение между христианами и мусульманами углубляется и распространяется на такую сферу общественной жизни, как сфера образования. В частности, только в феврале 2003 года исламские экстремисты совершили несколько нападений на христианские школы в г.Ибадане, в результате чего ранения получили сотни студентов и преподавателей. Насилие распространилось и на остальные городские учебные заведения. Тогда было арестовано более 50 насильников. Национальный Совет Молодежных Мусульманских Организаций Нигерии сделал заявление для прессы о том, что целью нападения было заставить администрацию учебных заведений установить для студенток обязательное ношение «хиджаба» - т.е. закрывать голову по исламскому обычаю.

Как известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация

. Каждый из них, в свою очередь, обладает своей внутренней структурой.

Религиозное сознание

, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Раскрытие содержания термина «религиозное сознание» рассмотрим на примере религиозной карты современного российского общества, которая не так однозначна и определенна, как представляется на первый взгляд. Результаты социологических исследований религиозной сферы жизни граждан России, указывают на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так среди граждан России, заявивших в ходе социологического опроса о своей принадлежности к православию, только 51,3% опрошенных верят в существование Бога, еще 26,1% православных граждан верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% заявили о своем неверии в существование Бога, а 17,4% православных участников опроса затруднились с ответом (диагр. 4).

Диагр. 4. Результаты опроса среди православных России о вере в существование Бога и высшей силы (в %)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14