«Матерь Церковь»
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»
Страница 9

Этого убеждения придерживалась горстка людей, находившихся рядом со сценой видения в Галилее — их было, вероятно, не более дюжины. Они недолго оставались в Галилее; они пошли в Иерусалим. Несомненно, им казалось очевидным, что если Царство Божье вскоре должно наступить, то, прежде всего, это произойдет в Иерусалиме — тот же довод, что побудил самого Иисуса идти туда.

Должно быть, после предыдущих паломничеств ученики Иисуса имели в Иерусалиме знакомых: ведь они обедали там в скромном домике. Они без труда создали бы собственную синагогу, не привлекая к себе постороннего внимания, — ведь для осуществления этого требовалось лишь 10 иудеев.

Эта группа очень мала. В нее входят Симон-Камень, чье видение было принято другими (сама его кличка Камень могла возникнуть благодаря этому основному видению), а также Иаков (Старший), и Иоанн бен Зеведей, и брат Иисуса Иаков (Младший), известный под именем Иаков Праведный, который, должно быть, извлек некоторую выгоду из своего родства с Иисусом, хотя в начале деятельности Иисуса он был определенно против нее (о чем мы узнаем из Евангелия от Марка и Матфея): ведь еще раньше у него было собственное видение (1 Кор. 15:5,7).

У них — внешность обычных иудеев; они «прилежно» посещают службы в Храме, где вскоре Иаков Праведный прославится своим благочестием. В принципе их ничего не выделяет. Характерное для них убеждение, что Иисус, казненный римлянами за призыв к мятежу, затем воскрес, никоим образом не означало отказа от иудаизма. Это была как бы эксцентричная, личностная причуда, хотя она, без сомнения, имела, как мы увидим, и политический аспект.

Верующие в видение Симона-Камня — с этого момента я буду называть их «иисусистами» — все еще верят в «Единого», Яхве, Бога Израиля. Их единственным писанием является еврейская Библия. Они разделяют общую для фарисеев веру в воскресение умерших, в Судный день и, конечно, в неминуемое установление Царства Божьего. Они знают о себе, как и все другие, что они грешны и нуждаются в Божьем милосердии. В их сознании — картины божественного мира с сонмами ангелов и подземного мира, населенного

Сатаной и злыми духами. Для них земля — арена столкновения «сил». Как все набожные иудеи, они считают себя промежуточным звеном между Богом и миром. Божественные атрибуты более или менее персонифицированы — «Мудрость», «Слово» («Хохма», «Мемра»). Для них Иисус был Мессией, Сыном Давида, т. е. иудейским Мессией, потомком великого царя Давида, который, как ожидается, вернется и будет править полностью обновленным миром как Сын Человеческий. Для них этот Мессия должен был спуститься с небес и судить праведных и неправедных (Мф. 25:31—32).

Основой, ядром иудаизма является Тора. И лишь позже, конечно, вопрос примата Торы должен был стать причиной раскола новой веры. Для первого сообщества иисусистов этот вопрос и не возникал: Тора была чем-то само собой разумеющимся.

Это иисусистское сообщество не только разделяет, как и все «активисты» Царства Божьего, ту же идею Конца света, у них — идентичная позиция динамичного ожидания. И иисусисты, и другие «активисты» Царства Божьего верят в абсолютный суверенитет Яхве, а также в его активную помощь в восстановлении владычества Израиля. Все они ненавидят римлян как язычников, которые почитают людей в качестве богов. Они лелеют Тору и Храм как абсолютные ценности и резко настроены против уплаты римских налогов.

В результате — Иисус был казнен, как и бесчисленные другие зелоты.

Обе группы ненавидят духовную аристократию. И в конечном итоге обе следуют за «людьми земли» против богачей и сильных мира сего. Короче говоря, для обеих этих групп врагами являются три категории людей: язычники в Святой Земле, «мытари», собиравшие налоги для римлян, и прегрешившие против Торы.

Для иисусистов из Иерусалима единственная проблема в мессианстве Иисуса заключалась в его противоречии с традиционной ролью Мессии. И все же, если добавить библейскую основу к видению Симона-Камня, эту проблему можно было бы обойти, и можно было бы найти гармоничное объяснение и мессианству Иисуса, и его явному провалу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17