«Матерь Церковь»
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»
Страница 12

«Примитивный коммунизм», который традиционно приписывается этой стадии эволюции Церкви, был, точнее говоря, более поздней идеализацией (принесение Варнавой в дар общине его собственности описывается как исключение из правил) (Деян. 4:34— 37). Само руководство общиной должно было одобрить как похвальную существующую традицию бедности и добрых дел, что означало действия для общего блага и для пользы бедняков.

Поскольку возвращение Воскресшего и Вознесшегося ожидалось с минуты на минуту, первые иисусисты не вели никакой пропаганды, хотя, разумеется, излагали свои взгляды. В храмовой среде они не могли оставаться инкогнито, поскольку они, как известно, были связаны с неудачным замыслом Иисуса и печально известным столкновением с властями, хотя нет подтверждения какой-либо новой их деятельности, которая могла бы заставить усомниться в их спокойной жизни в Иерусалиме.

При отсутствии организации важными стали личные качества: харизма — благодать, дарованная «Духом» некоторым «святым»; ее тут же связали с воскресшим Иисусом, который, в отличие от старомодного пророка, чья власть шла от Бога, обладал Духом благодаря своему прославлению. Именно Дух, а не бюрократия, иерархия или какая-либо организация, создал стимулы для действия. Это произойдет задолго до того, как те, кто вдохновлен Духом, будут заменены действительной организацией, и даже до того, как первоначально избранные функционеры образуют группу их Учителей, руководителей.

Таким образом, вначале, до того как возникнет любой вопрос такой организации, приходит понимание того, что администрация и власти общины находятся полностью под покровительством Духа (1 Кор. 12:28). В основном понятие «Духа» употреблялось, когда речь шла о спонтанной или, по крайней мере, псевдоспонтанной психической деятельности. По своей природе она не была ограничена ничем, т. е. ее нельзя было обюрократить. Она знаменовала ту стадию групповой жизни, которая предшествовала любой форме организации. Что бы ни происходило в жизни ранней общины, оно реализовывалось внутри и для себя как символ свободнопроистекающих решений.

Дух мог проявиться по-разному, в основном — в форме экстаза и пророчества, в виде наставления слушателей при «объяснении» библейских текстов или, возможно, воспоминания о том, что сказал Иисус или что могли подумать о его речах, и в явлениях типа глоссолалии, т. е. бормотание на публике объяснялось как возвещение великих и таинственных идей на каком-то «неизвестном языке» (конечно, для посторонних это могло выглядеть тривиальной попойкой) (Деян. 2:13). Несомненно, «вождение Духом» знаменует начало пропаганды, т. е. ясное выражение и развитие самосознания, отличного от прежних точек зрения, и зачатки организации, которая стала необходимой в результате отсрочки Второго пришествия. Чтобы сохранить себя в окружающей обстановке как группу, как сообщество, имеющее характерное отличие, ранняя община должна была организовать себя, чтобы просто выжить.

Первый основной толчок, который должен был привести к прорастанию веры, о чем не подозревали ни Иисус, ни первые иисуси-сты, произошел в иерусалимской общине. В иудейской среде чистое мессианство Иисуса было соединено с трансцендентальными элементами. Однако долго оно не смогло процветать. Казалось, оно требовало воплощения в практическом смысле. Таким образом, от вознесения Иисуса отказались в среде, в которой оно началось. И хотя его вознесение затмило его человечность (например, его биологическое происхождение от царя Давида), само оно было ограничено концепциями, которые были обоснованы только в иудаизме.

Иерусалимский Храм был целью паломничества иудеев во всем мире, и интенсивное общение иерусалимских иисусистов с бесчисленным количеством других иудеев, которые постоянно приезжали, было естественным. Таким образом, преемственная, более или менее сплоченная группа иисусистов быстро растворилась среди гре-коязычных иудеев из диаспоры, чье близкое знакомство с языческой культурой, несомненно, облегчило им веру в личное воскресение. Именно они должны были принять первоначальное Вознесение Иисуса и, как мы увидим, расширить его до бесконечности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17