«Матерь Церковь»
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Матерь Церковь»
Страница 6

Нас неоднократно предостерегали: основной источник путаницы в изучении этого чрезвычайного феномена — почему ученики Иисуса были неиудеи — в том, что начальной точкой отсчета для более поздней Церкви стала практически обанкротившаяся вера. Эта вера была частью движения, начатого Иисусом, и поддерживалась им и его первыми учениками. После неудачи с установлением Царства Божьего и с разгромом этого движения Римом не было основания для новой веры. Прославление Иисуса, послужившее отправной точкой новой религии, было изначально чуждо всему, в чем был заинтересован Иисус. Древняя Церковь, возникшая над его распятым телом и сделавшая центральной темой воскресение и прославление Спасителя, отказалась от подлинной жизни Иисуса и его собственных целей.

Евангелие Иисуса, как мы видели, было провозглашением неминуемости Царства Божьего, доступного для тех, кто раскаялся; это было трансформировано Церковью в Евангелие Христа — доктрину спасения через его смерть и воскресение. В древнейшей церковной проповеди индивидуальное спасение зависело от личности Христа, в то время как древнейшая проповедь, которую мы можем извлечь из хитросплетений евангелий, содержащаяся в Евангелии от Матфея, глава 10 (инструкции Иисуса ученикам) хранит молчание о самом Иисусе. В этих инструкциях Иисус ничего не говорит о неминуемости периода испытаний и бедствий до наступления Царства Божьего, так же как в них нет и намека на то, что его собственная смерть в каком бы то ни было смысле станет предпосылкой его пришествия.

Короче говоря, сам крест отмечает демаркационную линию между христианством как религией и ее происхождением в жизни и деятельности Иисуса, между предысторией религии и самой религией. Никакого христианства вообще не возникло бы без смерти Иисуса. Как писал в своей эпиграмме французский ученый Альфред Луази: «То, что Иисус провозгласил, было Царством Божьим, то, что случилось, было Церковью». Или вот выражение Савла: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

Крест был главным символом всего механизма спасения, и именно сильное отвращение к кресту вынудило Савла сказать: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:22—23). Именно динамизм этого противоречия привел его к трансформации катастрофы в высокий символ надежды.

Но для самих иудеев Крест оставался большим затруднением, поскольку само понятие провалившегося Мессии было для них противно логике, но и распятие считалось наказанием того, кто был проклят Богом согласно Второзаконию (21:23) и по свидетельству Савла: «(ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал. 3:13). В результате среди иудейских учеников Иисуса в Палестине распятие оставалось тем, чем оно должно было остаться для иудеев вообще, — скандалом, который, по сути, можно было лишь извинить и который в лучшем случае должен был быть компенсирован или перекомпенсирован воскресением, которое устраняло позор смерти Иисуса и смягчало ситуацию.

Из-за этого основного и, прежде всего, скрытого изменения перспективы переход от деятельности Иисуса к вере в Христа — вере в индивидуальное спасение через распятие Спасителя и его прославление — абсолютно неясен, особенно потому, что самым удивительным в происхождении рождающейся секты является, как указывалось раньше, ее не знающая компромиссов идентичность с иудаизмом. Каковы бы ни были импульсы, приведшие начальную группу учеников в Иерусалим, источником информации об этом являются лишь Деяния апостолов и Послания Савла. Как мы увидим, между ними имеются глубокие расхождения.

Давайте подчеркнем и важную хронологическую деталь: хотя евангелия были созданы на поколение позже, чем Послания Савла, они описывают события, которые произошли значительно раньше написания Посланий Савла. Деяния, также написанные позднее Посланий Савла (по крайней мере, на сорок лет), частично совпадают с ними по отображению событий. В более широком смысле в силу того, что версия зарождавшейся религии, принадлежавшая Савлу, была в конечном итоге успешной, все содержащееся и в евангелиях, и в Деяниях, вероятно, испытало на себе влияние его идей в той или иной форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17