Иоанн Креститель и Иисус
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Иоанн Креститель и Иисус
Страница 8

Настаивая на строгости брачных уз (Мк. 10:6 и далее), он делает это Святым Духом, как это раскрывается в Торе, и оправдывает Моисея, пошедшего на послабление в данном деле, жестокосердием иудеев. Когда он опровергает обязательность происхождения Мессии от Давида, а следовательно и то, что он сам есть «Сын Давидов», он ссылается на того же Давида (Мк. 12:35—37).

Даже отношение Иисуса к обременительным диетическим законам иудеев, смягчения которых с его стороны мы, естественно, могли бы ожидать, оставалось ортодоксальным. Вот широко известный отрывок, который обычно приводится для доказательства противоположного: «Слушайте Меня . и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:14—15).

За этим следует отрывок, который звучит так, будто Иисус был против многих иудейских ритуалов, таких, как омовение перед едой, мытье «чаш, кружек, котлов» и т. д. (Мк. 7:4).

Итак, если эти частные случаи должны быть истолкованы как проявление систематической оппозиции иудейскому церемониалу, становится совершенно непонятным, почему традиция ранней Церкви постепенно уничтожала весь иудейский ритуал, не ссылаясь на Иисуса. Наоборот, в борьбе Савла против «иудаистов» в раннехристианский период он не мог основывать свое ослабление бремени иудейского ритуала, включая главный иудейский обряд обрезания, тем, что якобы сказал по этому поводу Иисус. Вот почему вышеприведенное надо воспринимать как нечто специфическое, ускользающее от нас, но что было, вероятно, частью его общего подхода к иудейскому ритуалу с точки зрения его духа, а не буквы; такой подход разделяли многие поздние раввины.

Иисус не отвергал никаких ритуалов современного ему иудаизма и не вводил никаких ритуальных реформ; он нигде не говорит об обряде обрезания и ритуальных нововведениях. Он даже не крестил, как Иоанн, и, когда отправлял апостолов выполнять их миссию, как мы увидим, он не дал им никаких инструкций относительно крещения.

Иисус никогда ничего не говорил против благоговения перед Храмом. И хотя евангелия хранят молчание по этому поводу, несколько их ссылок воспринимается совершенно однозначно. В частности, в четвертом евангелии упоминаются несколько посещений Иисусом Иерусалима по великим иудейским праздникам (Ин. 2:13, 5:1, 7:2), а Марк после сообщения об исцелении Иисусом прокаженного (1:40—44) рассказывает, что Иисус посылает исцеленного в Храм для принесения жертвы, как предписано Торой (т. е. Лев. 14). Матфей также указывает на необходимость правильного жертвоприношения в Храме после заключения мира с братом, предполагая, по меньшей мере, законность такого акта.

Эти несколько отрывков свидетельствуют о том, что, что бы ни проповедовал Иисус, он не нападал на культ Храма как таковой; если бы он отверг культ Храма как таковой, то авторы и редакторы евангелий, работая над их текстами в момент, когда универсализм христианства и его раскол с иудаизмом стали предметом веры, вряд ли проигнорировали бы такой удобный случай, чтобы проследить это мнение об Иисусе. Невозможно объяснить эти отрывки, как и отрывок из Деяний апостолов, где упоминается усердие первых последователей Иисуса в Храме, не допуская, что в ранней традиции не чувствовалось никакого противоречия между такими действиями и взглядами Иисуса.

Он даже одобрил фарисеев: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:1—3).

Это равнозначно подтверждению Иисусом религиозной власти фарисеев в противоположность саддукейскому духовенству. Он продолжает выговаривать им за их лицемерие — это так, но и здесь дело в том, что точка зрения Иисуса заключается в принятии власти фарисеев. Он и сам действует как фарисей, призывая своих соотечественников фарисеев жить согласно их собственным добродетелям.

Даже в ежедневной практике Иисуса так много случаев, зафиксированных в евангелиях, соблюдения им фарисейских обычаев, что мы еще раз видим его в рамках общей иудейской традиции. Он преломлял хлеб и заботливо благословлял хлеб и вино, отмечал иудейскую Пасху и говорил: «Великий Халлелъу>. Когда он сказал, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), он, очевидно, воспользовался фарисейским приемом спора для оправдания определенного действия или определенной категории действий в выражениях самой Торы, так же как и сами фарисеи, как отмечено в Талмуде, пользовались тем же аргументом a fortiori, как Иисус в отношении Храма и поедания Давидом священных хлебов предложения для доказательства общеизвестной истины, что требования жизни перевешивают чисто ритуальные ограничения. Даже подбор слов в замечании Иисуса — почти копия высказывания раввина Симона бен Менассии: «Суббота была дана для вас, а не вы были даны для Субботы». Та же идея выражена более энергично раввином Ионата-ном в Вавилонском Талмуде: «Оскверните Субботу, чтобы быть в состоянии соблюдать многие другие праздники».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11