Иоанн Креститель и Иисус
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Иоанн Креститель и Иисус
Страница 2

Евангелия единогласно связывают появление Иисуса в качестве пророка с крещением его Иоанном. Эта ассоциация — не просто хронологическая последовательность; нам внушают, что фактически Иисус приобрел статус Мессии вследствие крещения его Иоанном, хотя значение этого акта остается неясным.

Очевидно, что хотя карьера Иисуса в какой-то мере зависела от Иоанна, но в евангелиях, когда бы ни возникал вопрос об Иоанне, делаются попытки гармонизовать все объяснения в пользу приоритета Иисуса при сохранении в то же время почтительного отношения к статусу Иоанна как предшественника (предтечи) Иисуса. Именно противоречивость этого факта, как нам кажется, гарантирует его действительность, а также высвечивает его историческое, т. е. неапологетическое, значение.

При создании древней христианской традиции проблема крещения Иисуса Иоанном представлялась, очевидно, чрезвычайно деликатной. Ведь с момента, когда во всей христианской традиции началось подтверждение истинности Иоанна как «предтечи» Иисуса, для ранних хронистов огромным препятствием должно было стать крещение Иисуса. Это являлось проблемой особенно потому, что значительная группа сторонников Иоанна пережила его и, очевидно, существовало намерение пропагандистов христианства привлечь их в свои общины, сохраняя при этом положение о подчинении Иоанна Иисусу.

В конце концов, если Иисус был крещен Иоанном, то этот акт следовало расценивать как «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4), а это могло только означать, что либо Иисус был грешником, как все другие, либо он стал Мессией в результате крещения. Поскольку оба представления, разумеется, были не совместимы с христианской идеей, то попытка скрыть очевидный смысл крещения Иоанна породила много двусмысленностей, неясностей и противоречий в евангелиях. Говоря проще, крещение Иоанном Иисуса не могло быть придумано христианами, которые были заинтересованы не в возвеличивании оригинальности Крестителя, а в полном стирании его, и, несмотря на все попытки скрыть этот факт или смягчить его, он ясно выступает в евангелиях.

По сообщению Марка и Луки, Иисус еще до ареста Крестителя Иродом Антипой начал произносить свои собственные проповеди.

Марк сообщает об аресте Крестителя, происшедшем в период уединения и медитаций Иисуса, когда, вероятно, вызрело осознание им его миссии. Таким образом Марк дает понять, что, когда «голос вопиющего в пустыне» был заглушен, Иисус с жаром взялся за выполнение собственной миссии провозглашения Царства Божьего и собственной роли провозвестника, попросту повторяя тему Иоанна. Так, согласно объяснению евангелий, Иоанн был тройной причиной карьеры Иисуса:

1) во-первых, именно слава Иоанна привела Иисуса на берега Иордана;

2) арест Иоанна продвинул вперед общественную карьеру Иисуса как продолжателя роли Иоанна;

3) Иисус осознал свое призвание после крещения Иоанном.

С точки зрения развития событий в объяснении их евангелиями версия Марка — самая простая: Иисус был крещен Иоанном в реке Иордан (Мк. 1:9). Это заявление настолько неприкрашенно, что оно не нуждается в украшательстве. Искажение его в остальных евангелиях, скорее всего, является результатом попыток объяснить этот очевидный и простой факт.

Более сложным является, к примеру, рассказ Матфея. Поскольку писания делают мессианство Иисуса не зависимым ни от чего, кроме его действительного рождения, Матфей вынужден представить крещение Иисуса как таинство Божьей Воли. По Матфею, Иоанн выражает удивление по поводу того, что его просят окрестить Иисуса, говоря, что Иисусу следовало бы крестить его. Иисус просто отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», т. е. выполнить Божий план (Мф. 3:15). Подразумевается, что позднее они могут продолжить свою деятельность, как и прежде, а Иисус может подтвердить свое истинное превосходство.

Сообщение о Крестителе в четвертом евангелии непонятно и противоречиво. У Иисуса больше последователей, чем у Иоанна (Ин. 3:26, 4:1), и все же никто не получает его свидетельства (Ин. 3:32), он крестит (3:22, 4:1) и не крестит (4:2) и т. д. Эти любопытные несоответствия наводят на мысль, что их, разумеется, нельзя отнести на счет неуклюжести автора или редактора, но что они порождены реальной трудностью с материалом первоисточника; должны были существовать какие-то документы или воспоминания из среды приверженцев Иоанна Крестителя, т. е. из общины, которая все еще отличалась от христиан и которую последние, несомненно, старались привлечь к себе.

В любом случае предпринятая в синоптических евангелиях попытка сделать вид, что контакт Иисуса с Крестителем был кратким, абсолютно искусственна и противоречит здравому смыслу. Очевидно, что простое заявление у Марка после сообщения о крещении Иисуса Иоанном о том, что Дух немедленно «ведет Его в пустыню» (Мк. 1:12), предполагает, что между двумя героями не было дальнейших личных отношений, что бы ни говорилось об этом в других евангелиях. Совершенно ясно, что Креститель и его последователи очень интересовались ранними христианами, которые заимствовали так много у них, включая само крещение (см. гл. 5) и, вероятно, соблюдение поста, общую молитву и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11