Иоанн Креститель и Иисус
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Иоанн Креститель и Иисус
Страница 4

В конце концов, странно, что эта могучая, «активистская» идея, приведшая не только к казни Иисуса, но в следующем поколении к войне против Рима и распаду иудейского государства, упомянута только в очень краткой и осовремененной форме, непонятных ссылках в первых трех евангелиях. Если вы ничего не знали о значимости движения за Царство Божье, вы бы, вполне вероятно, могли прочесть и перечесть евангелия, не уделив ему никакого внимания. В конечном итоге Царство Божье так и не наступило и ко II в. сама его идея в иудаизме погасла.

Это полностью изменило перспективу верующих в Иисуса, поскольку первоначальная вера в Царство Божье как во всемирный переворот была трансформирована в возвеличивание Иисуса. И этот драматический сдвиг может быть точно определен событием, происшедшим вскоре после распятия Христа, — видением Симона-Камня (Петра) на Галилейском море.

Мы увидим, что это видение, породившее другие видения, включая видение Савла из Тарса, полностью изменило перспективу верующих и в Царство Божье, и в особую роль Иисуса. Все разнородные элементы, собранные позднее для создания Нового Завета, вдохновлялись видением воскресшего и прославленного Иисуса.

В случае с четырьмя евангелиями, три из которых вошли в обращение спустя много десятилетий, это привело к особенно головоломной ситуации. Воспоминания, которые, несомненно, начало собирать стареющее первое поколение, были неосознанно поданы в свете космического возвеличивания Иисуса. Вопрос о сознательной фальсификации не стоял — попросту тексты выбирались и редактировались исходя из их уместности. Если бы возникло желание сфальсифицировать факты, мы бы знали теперь еще меньше, чем знаем.

В то же время основной факт вознесения Иисуса дается нам как главный критерий для оценки исторической вероятности различных элементов в евангелиях. Давайте возьмем в качестве отправной точки распятие Иисуса и пройдем еще раз через евангелия, чтобы убедиться, что мы способны понять его смерть. Мы рассмотрим два уже установленных факта:

1) вышеупомянутое изменение перспективы ранних хронистов, вращающееся вокруг воскресения и прославления Божественного Спасителя;

2) компиляция и редактирование евангелий в тот период, когда развившаяся христианская секта откололась от материнского дерева иудаизма, с которым отождествляли себя первые поколения ее членов. Христианская община, достигшая осознания собственной отдельной идентичности, одновременно столкнулась с возрастающей злобной враждебностью со стороны иудеев, особенно ученых раввинов, которые были ее главными противниками в течение всего периода формирования раннего христианства. То, что можно назвать истинно иудейскими элементами в ранней вере, было искоренено или подавлено греческими элементами частично вследствие уничтожения иудейского государства римлянами в 70 г. н. э., что, в свою очередь, усилило отвержение иудеями новой секты.

Соответственно евангелия были написаны в свете этой перспективы, что являлось основным фокусом всей христианской мысли. Формулу, которую можно считать описанием этого процесса литературного преобразования, обобщил сам Савл, чьей единственной заботой был «распятый и прославленный Христос» (1 Кор. 1:18, 23—24). Эта лапидарная формула объясняет не только мировоззрение первых поколений христиан, но и быстроту, с которой аутентичные воспоминания о земной карьере Иисуса были подчинены и приспособлены к Савлову трансцендентальному видению Царства Божьего.

Принимая во внимание эту перспективу, давайте рассмотрим евангелия с двоякой точки зрения; последовательное возвеличивание Иисуса, завершенное примерно к этому времени, и раскол между иудаизмом и новой христианской религией. При исследовании сложных, не согласующихся друг с другом элементов, внесенных этой перспективой в евангелия, мы получим наш кардинальный критерий: все, что противоречит этой перспективе, возможно, является историчным. То есть любой фрагмент, противоречащий доминирующей евангельской тенденции возвеличивания Иисуса и проповеди его универсальности в качестве спасителя всего человечества и акцентирующий различие между ним и иудаизмом, будет таким образом считаться возможным, конечно, при равном соотношении других деталей.

В их настоящем виде тексты всех четырех евангелий представляют собой загадку, не разгаданную в течение веков, поскольку по традиции евангелия объяснялись методом, удовлетворяющим верующих, и лишь в Новое время она стала поддаваться реалистическому анализу. Тексты евангелий читались без затруднений, поскольку не было известно, что отсутствуют некоторые их элементы, которые утеряны, а традиционное объяснение было вполне убедительным.

Поскольку, как нам известно, в ту эпоху агитация за Царство Божье вращалась вокруг вооруженного сопротивления Риму, а Иисус был казнен римлянами как претендент на власть, ясно, что исключение причинных факторов из евангельских текстов объясняет их несостоятельность в качестве исторического обоснования и изумление (при наивном чтении евангелий), возникающее из-за непонимания причины казни Иисуса римлянами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11