Иоанн Креститель и Иисус
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Иоанн Креститель и Иисус
Страница 7

Весь этот вопрос был очень затемнен исключительной ролью, приписываемой в евангелиях фарисеям. Кажется, что они — главные противники Иисуса. И действительно, в Новом Завете само это слово превращено в синоним педантичного лицемерия.

Это — грубое искажение обстоятельств эпохи, в которую жил Иисус.

Фарисеи и саддукеи представляли две доминирующие тенденции в иудейской жизни вплоть до разрушения Храма в 70 г. (которое пережили только фарисеи). Они отличались друг от друга своим отношением к Торе. Начиная с Ездры (444 г. до н. э.) Тора была непререкаемым религиозным источником религиозной власти для всего еврейского народа. Однако, поскольку она была зафиксирована в письменном виде, очевидно, с ее помощью невозможно было решить каждую специфическую проблему, которая могла возникнуть по ходу времени.

Саддукеи, будучи аристократической и священнической группой, считали, что Тора должна по мере необходимости дополняться решениями священников. Ибо сфера действия Торы имеет тенденцию со временем постепенно сокращаться.

С другой стороны, фарисеи считали, что Тора связывает верующих не только коллективной клятвой представителей народа эпохи Ездры, но также тем, что она — прямое выражение воли Бога. Они увеличивали сферу действия Торы, развивая концепцию устного Закона, который был столь же древним, как и слова написанной Торы, и в равной степени обязывающим.

Саддукеи были консервативными защитниками древнего текста, считая фарисеев новаторами, действовавшими как нарушители общественного порядка. Являясь просто аристократами, священниками высокого ранга, деловыми людьми и так далее и имея соответствующие интересы, саддукеи придерживались старомодного, буквалистского взгляда на религию, позволявшего им заниматься государственными делами и бизнесом, не заботясь о доктрине. Для фарисеев насущным был устный Закон — живое, вечно меняющееся сердце религии, а саддукеи вообще отрицали его существование.

Саддукеи были тесно связаны с правительством и особенно с Храмом, которым они управляли до его разрушения в 70 г. После разрушения Храма саддукеи как группа фактически полностью исчезли, хотя их воззрения пережили их на некоторое время и позднее, раз или два, отдавались эхом в жизни иудеев.

Не будучи очень многочисленными, фарисеи принимались за представителей масс даже теми, кто не полностью подчинялся их дисциплине. Они превратили и синагогу, и систему обучения в могущественный канал внедрения религии в жизнь людей. Они не были политической партией как таковой, хотя, естественно, события заставляли их предпринимать соответствующие действия для осуществления своих целей. Именно они помогли иудаизму пережить падение Иерусалима в 70 г. и даже общий раскол иудейского народа в 135 г. Они — отцы того иудаизма, который исповедует еврейская диаспора вплоть до наших дней. Во времена Иисуса фарисеи, не занимаясь политикой, в основном находились в оппозиции, находя множество сочувствующих среди тех, кто был раздражен правлением саддукеев.

Короче говоря, историческая роль фарисеев в жизни еврейского народа полностью отличалась от той, которая навязывается впечатлениями от евангелий. Мы не только не понимаем общую причину того, почему Иисус был враждебно настроен к фарисеям или они — к нему, но мы не понимаем сами тексты, которые раскрывают это положение, невзирая на совершенно иное соотношение. Неизбежно складывается впечатление, что различные евангельские рассказы о спорах и полемике в какой-то степени неправдоподобны, или, скорее, они правдоподобны лишь в условиях той ситуации, которая, как мы знаем, развилась в среде самих авторов евангелий после смерти Иисуса. Проблемы, с которыми столкнулась раннехристианская Церковь в спорах с иудейскими раввинами, были перенесены в обстоятельства жизни Иисуса, трансформированные в духе развивавшейся традиции. Они не имеют отношения к Иисусу.

Верно, что в некоторых случаях Иисус настаивал на более строгом толковании Торы (как в случае с браком, который в противоположность Моисею он считал нерасторжимым, Мк. 10:2—9), тогда как в других случаях он был более снисходительным (в отношении правил соблюдения еврейской Субботы). Еще в целом ряде аспектов и в более общем плане он расширяет иудейские правила так, чтобы подчеркнуть идеальную суть, например, когда он ослабляет закон «око за око» фразой: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39 и т. д.).

Однако по-настоящему странно, что в ранней традиции, созданной спустя длительное время после смерти Иисуса, подчеркиваются его противоречия с фарисеями; и, несмотря на то, что в период написания, редактирования и составления евангелий иудеи были вовлечены в ожесточенную полемику с новой сектой, ранняя традиция тем не менее показывает нам Иисуса, ведущего собственный спор с фарисеями его времени в чисто фарисейском духе. Он рассматривает все с позиций фарисеев, поддерживает свои толкования ссылками на Тору, занят теми же проблемами и отличается от них, не выходя за пределы их «территории». Например, защищая своих учеников, которые собирали колосья в Субботу, он ссылается на Давида и его изголодавшихся солдат, поедающих в Храме хлебы предложения (Мк. 2:23): и фарисеи, и Иисус взывают к одним и тем же авторитетам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11