«Паулинизм» — новый мир
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / «Паулинизм» — новый мир
Страница 12

Примерно в одно и то же время апокалипсис был отменен как нарождающимся христианством, так и иудаизмом. После разгрома восстания Бар Кохбы в 135 г. представление, что история осуществляет свое собственное исправление путем решительного переворота, доказывало, что вера в божественную волю иссякла.

С окончательным увяданием веры в Конец света как переворот в реальном мире христианская спекуляция должна была рассмотреть другие способы обращения с интеллектуальными и духовными зернами, посеянными в простой керигме довольно-таки скудного писания, задуманного для подытоживания жизненного пути Иисуса.

Так как следовало осознать факт несостоявшегося Славного пришествия, а о самом Иисусе — перестать думать как о том, кто вернется в обновленный космос, спекуляция вынуждена была сосредоточиться на том представлении, что Иисус Христос находится на земле, «здесь и теперь», и на том, что касается будущего. К середине II в. это должны были признать христианские мыслители, и, хотя они были вынуждены продолжать ссылаться на Славное пришествие, прочно зафиксированное во всех документах, ссылки эти стали не более чем данью уважения. Что бы христиане ни думали, они уже больше не могли жить в ожидании Славного пришествия, которое теперь было полностью вытеснено из своей первоначально центральной позиции.

Для эллинистического общества Конец света оставался бессмысленным понятием. Философский дуализм между плотью и духом, который преобладал в то время, подкрепляемый в придачу пристрастием к спиритуализму, отбивал охоту у рядовых христианизированных язычников верить в воскресение плоти и во все остальные материальные аспекты Мессианского Царства, в которых иудейская мысль чувствовала себя как дома.

Для Церкви, принявшей приблизительно в это время определенную форму, окончательная ликвидация иудейского центра должна была раз и навсегда открыть путь к триумфу всего языческого материала в нарождающейся вере. Это означало открытое устранение или исчезновение еврейских элементов, а те из них, которые остались, будучи замаскированными в ядре зарождающейся веры, застывали под слоями мысли, извлекаемой из языческой среды. Этот раскол завершился во время восстания Бар Кохбы в 135 г.; после этого уже стало невозможным быть одновременно и иудеем, и членом новой секты.

Такое укоренение космической спекуляции христианства в «здесь и теперь», совпадающее с увяданием надежды на катаклизм, придало нарождающейся вере иную структуру. Оставаясь по самой природе ее мысли потусторонней, Церковь должна была базировать свою развивающуюся институциональную жизнь на новой теории. Исчезновение живого иудейского влияния отразилось на замещении еврейского историцизма (понятия, что история, действительная или вымышленная, имеет значение) вневременным теологизированием.

Поскольку греко-римские язычники составляли теперь основную массу новых религиозных общин, привнесенные Савлом эллинистические идеи, наложенные на иудаистскую основу, и «неземные» утверждения, рассыпанные по всему Евангелию от Иоанна, которые в равной степени основывались на языческой мысли, были необходимым образом расширены. И, что самое важное, это расширение произошло в обществе, которое распадалось. Конвульсии, потрясавшие Римскую империю, обеспечили плодородную почву для нарождающегося христианства.

К концу апостольской эпохи, около 100 г., люди, призывавшие имя Иисуса Христа, Господа Вселенной, толковали Иисуса такими способами, которые, несомненно, поразили бы его самого. Очень скоро евреи должны были отвергнуть возможность любого познания истины и по этой причине — саму Тору, которую новая вера могла заимствовать во всей ее полноте, добавляя к ней совершенно новую интерпретацию. Разумеется, документы, собранные в различных общинах и вскоре канонизированные в том, что стало Новым Заветом, были настолько скудны и настолько трудны для понимания как собрание исторических воспоминаний и еще более — как система мысли, что обширные еврейские писания, огромное собрание книг, накопленное в течение тысячелетия, были совершенно необходимы для составления нового канона. Рассеянные христианские братства и общины привлекали тех практикующих иудеев, кто все еще с уважением смотрел на апостолов и их к тому времени уже малочисленных еврейских учеников, а также тех, кто был беден. Такие все еще существовали в Сирии, Египте, возможно в Риме, но они уже тонули в массе крупных конгрегаций, переполненных новообращенными язычниками. Приблизительно в 160 г. святой Юстин мог сказать, что христиане, соблюдавшие иудейские практики, могут быть спасены, поскольку они не пытались навязывать эти практики другим, но он добавил, что многие христиане не якшаются с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13