Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Страница 9

Этот мыслительный ряд привел к еще одному важному последствию: воскресение Иисуса вызвало воскресение умерших вообще и вызвало к жизни сверхъестественное царство, сменяющее Конец света. Это — основной факт; хотя замена смертности бессмертием действительна, но выражается она в начале только во вхождении избранных в Мессианское Царство, и притом нет явного физического подтверждения этих фактов.

Это полностью соответствует логической конструкции Савла. Она точно подходит, ибо существует основное единство всего этого громадного феномена — временная тождественность, далекая от вульгарной последовательности, проявления Иисуса как Мессии, его воскресения, и начала Мессианского Царства, включая воскресение и трансформацию избранных последнего поколения. Все это просто фазы или же аспекты одного события, не только в причинной, но и во временной связи.

Мыслительный ряд Савла логичен; он гармонично возникает из целого ряда предположений. Логика по своей природе требует в первую очередь доказательства того факта, который оправдывает такой ход мыслей. Она потребовала от Мессианского Царства, чтобы оно установилось тогда, когда Савл считал это уместным, — в любой момент и в любом случае максимум в пределах сорока лет со времени воскресения Иисуса. Это было единственным обстоятельством, позволившим Савлу настоять на том, что все явление происходило там и тогда.

Зная с точной внутренней уверенностью, что внешнее явление уже в процессе совершения и что бессмертный мир, правильно представленный, уже возникает в последовательных извержениях потоков эфемерного вещества, Савл смог оценить логическую незначительность явного временного интервала, разделяющего момент воскресения Иисуса и его Славное возвращение. Это была просто временная расщелина, через которую изобретательность Савла перекинула мастерски сработанный мост в виде бытия во Христе, хотя понятно, что это соединение нельзя было растягивать до бесконечности.

Если верно, что Иисус, чья карьера также была приведена в движение, в конце концов, по теории Конца света, ожидал, что его собственная смерть сыграет некую роль в материализации Конца, то можно легко показать совпадение взглядов Савла с этой теорией — только с воскресением Иисуса божественное расписание перешло в другую фазу.

Идея Савла проста и сводит концы с концами. Она позволяет принимать без доказательств такую ситуацию, в которой все существование верующего, вплоть до самых обычных мыслей, чувств и действий может быть переведено в высшей степени заряженную атмосферу, в атмосферу действительно личного мистицизма, доступного каждому человеку, который за счет своей непосредственности, точной «объективности» может достичь масштаба, длительности и силы, способных поднять его выше многих других видов мистицизма.

Именно из-за своей «объективности», историчности и драматических возможностей Савлово бытие во Христе создало опыт, отличающийся от других по силе, хотя он был идентичен по структуре эллинистическим мистериям и в нем обыденная жизнь продолжалась независимо от мистического опыта верующего. Мистицизм Савла смог вместить в себя все — все аспекты жизни и все индивидуальные виды опыта. Он мог закутать каждого человека в теплый кокон.

Все это было частью главного аргумента, придуманного с целью ответить на основную загадку, требовавшую нововведений Савла. Почему же, в конце концов, Иисус не смог вернуться в славе сразу же? Чего же ждал он или Бог? В чем здесь суть дела?

Эта грозная загадка потребовала грозного решения; Савл нашел такое решение, довольно «иудейское», использовав интеллектуальные аргументы для поддержки экстремистских средств. Произнеся фразу: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32), Савл откровенно не ссылается ни на «всех» избранных, ни на вечное блаженство, которое он считает совершенно отличным от мессианского блаженства.

В этом пункте Савл и иерусалимские иисусисты были заодно, они были согласны в том, что Иисус как Мессия не умер за все человечество (эта идея была непостижимой в то время), а за определенную группу людей, т. е. за избранных в Царство Божье. Иисуси-сты могли поверить, что произошло изменение перспективы за время, прошедшее с момента, когда Иисус был ожидаемым Мессией (Сыном Человеческим) и когда его гонимые ученики в течение нескольких дней или недель переходили из одного города Израиля в другой (Мф. 10:23), и моментом, когда он подумал о необходимости умереть в одиночку. Но в любом случае его смерть освободит от предмессианских бедствий лишь избранных. То есть, в конце концов, Иисус мог подумать, что Царство Божье не может наступить до окончания предмессианских бедствий, но если бы он умер тем способом, который Бог принял бы в качестве эквивалента этих бедствий, т. е. как выкуп, то Царство могло бы наступить сразу же.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10