Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Страница 5

Таким же образом те, кто уже умер до Славного возвращения, будучи мертвыми, как и все другие, кто умер ранее, не мертвы на самом деле, ибо они способны воскреснуть ранее других, т. е. до общего воскресения в конце Мессианского Царства — из-за их смерти и воскресения вместе с Иисусом; конечно, при условии, что они тоже умерли <во Христе».

Уверенность Савла в том, что Тело Христа — не метафора, а простой неотшлифованный факт жизни, подчеркивается его ключевым замечанием: <Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Люди, живущие в текущую эпоху, для Савла не равны; они попадали в разные классификации. Это действительно самая главная причина важности доктрины предопределения Савла. Она устанавливает перечень подходов к Богу. Речь идет не о человеке, который способен вступить в некие родственные отношения с Богом, а человеческом существе, которое избрано.

Это акт мистического выбора, открывающий человеческим существам путь в страну блаженства через конечное соединение с Богом.

Это также становится ясно из установленной Савлом иерархии не только между евреями и неевреями, но и между мужчинами и женщинами. Савлу очевидно, что, поскольку женщина (см. Бытие) была создана из мужской субстанции, она, естественно, относится ко второму классу (1 Кор. 11:7—11). Фактически иерархическое табло Савла является начальным пунктом его мистицизма. Игнорируя различия между евреями и неевреями, он выстраивает таблицу степеней следующим образом: Бог — Христос — мужчина — женщина. Он излагает это сжато: «Каждому мужу голова Христос, жене голова — муж, а Христу голова — Бог» (1 Кор. 11:3).

Целью существования во Христе определено стереть эту иерархию, поскольку, согласно Савлу, именно только «во Христе» избранная часть человеческой расы достигнет блаженной одинаковости. Основой его настойчивости является то, что существование во Христе фактически покончит раз и навсегда с современным делением человечества. Все различия исчезнут только во Христе. Не будет ни евреев, ни греков, ни мужчин, ни женщин, т. е. этот мир станет миром иныьм.

Некоторые ученые видели здесь влияние стоицизма на Савла, однако в основном пассивная, неисторичная природа стоического мистицизма — фактически теория безвременной, неизменной природы, проникнутой главной идеей божественности, — резко противоречит преследуемому историей еврейскому взгляду о создании природы трансцендентальным Богом, который в каком-то смысле отстоял от нее. Взгляд Савла — иудейский, и в этом его драма. Этот сверхъестественный исторический процесс состоит из эманации мира из мысли Бога, его отчуждения от Бога, а затем — окончательного возвращения к Богу. Просто здравый смысл, или логика, подсказывает, что все происходит от Бога или через Бога и может вернуться к Богу, но не может никогда в текущую эпоху быть в Боге. Это — точный знак Конца света. Люди и мир — каждый грек, еврей, мужчина, женщина — будут в Боге (Рим. 11:36), только это произойдет в конце драмы.

Савлу непонятен пантеизм в любой его форме. Он считает само собой разумеющимся (вновь выражая тривиальную иудейскую идею), что Бог и природа полностью разделены. На этой основе он предполагает, что человек отделен от Бога еще одним непреодолимым барьером — владычеством ангелов. Ангельская власть делает прямую связь Бога и человека невозможной. Главное преимущество того, кто принадлежит к избранным во Христе, состоит в том, что для него уже закончилось это ужасное состояние ангельской власти; конец Послания Римлянам (8) — это гимн радости, когда любовь Бога не тормозится более автономной властью ангелов (Рим. 8:38—39) по пути к избранным верующим.

Христос должен преодолеть эту власть по мере развития Мессианского Века, и, когда смерть — этот последний враг — будет уничтожена, тогда больше не понадобится власть, дарованная Христу; тогда «будет все во всем» (1 Кор. 15:26—28), т. е. будет существование в Боге отныне и вовеки. Короче говоря, отношение Сав-ла к мистическому понятию соединения с Богом определяется историческими факторами — развертыванием великой драмы. Это требует перемещения во времени, т. е. эра, когда возможно соединение с Христом, предшествует эре соединения с Богом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10