Прорыв Савла: отсрочка Царства БожьегоТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Прорыв Савла: отсрочка Царства БожьегоСтраница 3
Из-за непредсказуемой задержки даты Славного возвращения смерть верующих в промежуточном периоде была, как могли считать, подобна смерти других людей ранее, т. е. они также должны были ждать общего воскресения в конце скоротечного Мессианского Царства и в начале вечного Царства Божьего. Тогда надо было найти какой-то механизм распространения прерогативы последнего поколения и на таких верующих, чтобы они также могли разделять Мессианскую Славу, несмотря на их преждевременную смерть. Савл решил эту головоломку путем декрета. Он просто постановил, что те, кто умер в стойкой вере до прихода Мессианского Царства, не должны были ждать воскресения в финале Мессианского Царства, но им, по его мысли, могла быть предоставлена особая привилегия. Они получат более раннее, специальное воскресение только для них. Это позволит им разделить Славу Мессианского Царства на той же основе, что и избранные последнего поколения.
Для Савла те, кто воскрешены Мессианским Царством, — это отнюдь не все умершие, а только те, кто умер, полный веры в Иисуса Христа. Таким образом, хотя Савл поддерживает представление о Мессианском Царстве как о прерогативе последнего поколения и связывает его с концепцией воскресения мертвых в целом, он декларирует особое условие для общей идеи. За воскресением преждевременно умерших избранных последует позднее воскресение других людей во время второго воскрешения, в котором все когда-либо жившие люди окажутся перед Последним судом в конце Мессианского Царства и предстанут перед Божьим троном в ожидании вечной жизни или вечных мук.
Имея собственный взгляд на будущее, мы можем понять, какой сложной проблемой это было в ходе генезиса новой религии. Похоже, что она воздвигла чисто искусственный, произвольный и в основе неразумный барьер между здравым смыслом и горячностью ожидания. Исходя из внешнего, чисто логического взгляда, эти люди вряд ли могли ожидать вечной жизни, ибо Мессианское Царство было скоротечным. Обычно о них думали, что они разделяли существование, присущее тому миру, в котором они жили. И все же Савл, несмотря на логику, под влиянием затруднительной полемики и стремясь к собственному успокоению, объявляет о перемене жизни всех тех, кто будет жив, когда наступит Мессианское Царство. Несмотря на всю показную сторону, они получат вечную жизнь в качестве части воскресения умерших вообще. Например, он уверяет коринфян в том, что не важно ни в каком смысле, живы ли они будут или нет, когда установится Мессианское Царство, — в любом случае они поменяют смертность на бессмертие (1 Кор. 15:5—53).
Короче говоря, полемическая изоляция вынудила Савла испортить ту традицию, которую он ранее воспринимал. Он был вынужден исказить ее ради приспособления к факту смерти и воскресения Иисуса. Замечание Савла о том, что «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14), имеет смысл экстраполировать от воскресения Иисуса на воскресение тех, кто умер с верой в искупитель-ность его роли.
Будучи вынужденным приспособляться к историческим фактам, Савл должен был теоретически манипулировать ими, чтобы как-то добиться желаемого пропагандистского результата. Тот факт, что Иисус-Мессия сам скончался и был воскрешен до установления Царства в полностью материализованном виде, вынудил Савла отказаться от привычного традиционного взгляда на Конец света и заставил доказывать коринфским отрицателям неизбежность общего воскресения при том, что верующим уже была дарована вечная жизнь даже в преходящем Мессианском Царстве.
Проблема верующих, умерших до Славного возвращения, была действительно неразрешима. Савл был преисполнен решимости предположить, что воскресение должно было состояться до наступления Царства Божьего, иначе ему пришлось бы столкнуться с неудобоваримым противоречием, заключающимся в том, что в Мессианском Царстве будут жить бок о бок нормальные живые и воскресшие из мертвых люди. Он уходит от этого, выдвигая предположение, что те, кто живут в Мессианском Царстве, уже введены в среду существования воскресших, как и сам Мессия. Он доводит это положение до конца любопытным и простодушным аргументом. Он приравнивает воскресение Иисуса к воскресению обычных людей в коринфской конгрегации: ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Кор. 15:13).