Прорыв Савла: отсрочка Царства БожьегоТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Прорыв Савла: отсрочка Царства БожьегоСтраница 1
Савл объяснил, или до некоторой степени объяснил, отсрочку Царства Божьего сложной теорией космического противостояния божественных и дьявольских сил, которые включали и ангелов.
Этот аспект мысли Савла оказался нежизненным. Поскольку Царство Божье никак не наступало, сама концепция его установления потеряла актуальность для поколения, пришедшего после смерти Савла. Сама идея попросту исчерпала себя, не вызвав никаких эмоций; о ней некоторое время еще говорили, а затем она увяла. Теория Савла о космическом противостоянии стала полностью архаичной. Она почти необъяснима в современную эпоху и даже вовсе не знакома многим ученым.
Для Савла автором мировой истории был Адам, а автором недавней многозначительной истории, т. е. священной и светской истории избранного народа, был Авраам. Обе они породили все линии всей человеческой истории, сошедшиеся в фигуре Мессии — вестника Конца света. Ослепляющая вспышка сознания Савла по пути в Дамаск попросту подсказала ему достижение кульминационной точки, воплощенной в Иисусе.
Если бы основное ожидание Савла было реализовано и естественный мир действительно прекратил бы свое существование в момент возвращения во славе Мессии с последующим установлением Царства Божьего, то, конечно, не было бы никакой нужды в спорах, доказательствах, выводах — фактически ни в чем. Но мир упрямо оставался на месте: как это можно было объяснить?
Иудейские фантазии о Конце света, которые при жизни поколений до Иисуса с помощью Книги Даниила и бесчисленных апокалипсических схем начали проявляться как реакция на эллинизм, вряд ли могут быть названы строгими и определенными. Анализ, естественно, заходил в тупик, когда дело касалось представлений о точных формах, которые должно было принять Царство Божье. Однако, грубо говоря, отношение между Мессией и Царством Божьим было простым. Первоначально по простой схеме, превалировавшей в течение жизни Иисуса (и в которую он также мог верить), Мессия, как описано у Даниила, должен был ввести в Царство Божье, вызвав состояние блаженства — после вынесения решения Последнего суда — у всех, кто выжил в последнем поколении, и воскресив все остальное человечество. Таким образом, было одно состоя-ние блаженства, введенное иудейским Мессией, один Последний суд и одно Царство Божье.
Согласно всем предыдущим теориям Конца света, существовало одно воскресение человечества, которое помещали либо до Мессианского Царства1, предшествовавшего Царству Божьему, либо после него2. До того как эта проблема приобрела особую значимость в связи с судьбой Иисуса, иудейские мыслители считали само собой разумеющимся, что вошедшие в Царство Божье умрут обычно и будут вознаграждены вечной жизнью наряду с остальными умершими путем всеобщего воскресения. Эта «обычная», здравомыслящая фантазия могла устоять перед напором логики просто потому, что такая историческая конъюнктура никогда не наступила. Все откладывалось на неопределенное будущее.
Но чудесное Воскресение Иисуса изменило всю ситуацию, и, в конце концов, в этом заключалось все его значение. Сколь бы чудесным ни было Воскресение, его нельзя было считать изолированным событием; оно должно было означать что-то колоссальное, т. е. Конец света. Исходя из этого, Савл считал себя и свое поколение подвешенными в том процессе, который неизбежно изживал сам себя. Смерть Иисуса и Воскресение просто составляли его первую стадию, а финальной стадией, которая могла наступить в любой момент, было Царство Божье. Таким образом, фундаментальной проблемой для Савла стала пауза между Воскресением Иисуса и установлением Мессианского Царства. В структуре общепринятых идей такая отсрочка была совершенно необъяснима, поскольку до тех пор считалось, что появление Мессии должно быть сигналом космического катаклизма. Как мог прийти Мессия до того, почему сразу же за ним не последовало установление Царства Божьего?
Вопреки фактам — существованию кажущейся нормальной смерти и кажущегося нормальным мира — Савлу надо было доказать, что искупление не просто рядом, как провозгласили Иисус и Иоанн Креститель, но уже наступило благодаря Воскресению Иисуса. Он должен был принять изумляющую новость о воскресении Иисуса и, действуя в иудейской среде, показать, что оно заменило Тору.