Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Прорыв Савла: отсрочка Царства Божьего
Страница 2

Полемическая проблема Савла реально повлияла на его философскую проблему. Он был вынужден спорить с различными верующими в Иисуса, и в период, когда не было согласованной доктрины, он встречался с различными формами частичного неверия, которые заставляли его изобретать ответы в стиле ad hoc. Например, многие коринфяне, не отрицая воскресения самого Иисуса, — во что они могли верить, если это было, — отрицали в полной мере всеобщее воскресение (1 Кор. 15:12—18, 29—33) и, таким образом, отрицали любое воскресение для самих себя. (У нас нет представления, во что они верили вообще; мы лишь делаем выводы из полемики Савла.) Эти коринфяне верили, что только те, кто будет жив во время возвращения Иисуса во славе, могут, вероятно, войти в Мессианское Царство. Савл был вынужден заняться общей для них проблемой — воскресением Иисуса, а затем, на основе разделенной веры, доказать его скрытый смысл скептичным коринфянам. Это было толчком, который привел к первейшей загадке Савла о предстоящих смертях тех, кто верил в то, что воскресение и прославление Иисуса приведут к Мессианскому Царству.

Частичное неверие коринфян, которое вынудило Савла принять решения ad hoc, должно было быть обобщено в момент, когда первый верующий умер до наступления Царства Божьего. И поскольку смерти происходили и дальше, ранние верующие в особую роль Иисуса должны были цепляться за свои надежды вопреки фактам. Савл был вынужден признать, что умершие, поскольку они верили в искупительную миссию Иисуса, будут неизбежно воскрешены при славном его возвращении. Таким образом, вначале он был вынужден прийти к выводу, что все умершие члены коринфской конгрегации умерли только потому, что они отмечали Вечерю Господню недостойным образом (1 Кор. 11:29—32), т. е. они не умерли нормально.

Именно отчаяние Савла из-за зверских многочисленных убийств по причине продолжающейся неспособности Иисуса установить Мессианское Царство, как предполагалось согласно всем традициям, заставило его прибегнуть к таким тонким экстравагантностям для смягчения фактов жизни и смерти, т. е. обычного света. Он был вынужден разработать специальную, совершенно особую теорию общего искупления, присущую теории Конца света.

Савл согласился с другими иудеями различать два состояния блаженства: блаженство Царства, созданного Мессией, и блаженство самого вечного Царства Божьего. Выжившие избранные представители последнего поколения (его собственного), естественно, вкушали оба вида блаженства. Для них Мессианское Царство и Царство Божье должны были обладать идентичным воздействием. Те же, кто умер до Мессианского Царства, ничего не выигрывали от его установления. Их должны были держать в резерве, так сказать во сне, пока само по себе не наступит Царство Божье.

Савл вслед за другими3 рассматривал Мессианское Царство как скоротечное событие, но думал, что и воскресение мертвых, и приговор воскрешенным людям, которые умерли во всем мире на протяжении всей истории, не могут произойти до окончания Мессианского Царства, которое должно было уступить место вечному Царству Божьему. В то же время Савл считал вступление в Мессианское Царство привилегией лишь избранных представителей последнего поколения.

Именно на этом фоне вступило в игру его подлинно новое слово. Это замечательное изобретение было тонко навязано ему, так сказать, необходимостью объяснить, почему правоверные все еще умирали после воскресения Иисуса. Он был вынужден изобрести два воскресения.

Он должен был заявить, что первые свидетели Мессианского Царства уже живут воскрешенным «образом жизни». Однако он говорил также, что все избранные последнего поколения, даже те, кто умер до наступления Мессианского Царства, войдут в него через воскресение Иисуса. Как это было возможно? И если Мессианское Царство было скоротечным, как могли быть бессмертными его жители?

Поучительно понять, как Савл использовал имевшиеся в его распоряжении интеллектуальные методы создания новой идеи. Верующие в Иисуса уже продемонстрировали свою лояльность. Они имели право быть участниками Царства Божьего — иначе чего стоила их вера?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10