Сыны чертога брачногоИисус Христос в жизни / От Иисуса к Христу / Сыны чертога брачногоСтраница 21
Он идет вперед, как бы ничего вокруг не видя и не слыша, — но все видит и слышит. Этот отход множества сердец, которые покидают Его, ни на мгновение не ускользает от Его внимания. Пламя, зажженное с таким трудом, грозит потухнуть. Короткими фразами Он продолжает лить на огонь нелепую, невыносимую истину: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни…
Ф. Мориак. С. 110.
Хлеб, вода, вино символизируют пищу, необходимую для поддержания жизни тела. Трапеза же с Сыном Человеческим есть пища духа. Через Него, Существо из плоти и крови, совершается причастие божественному бытию, достигается полнота Завета, соединение Творца и твари. В день умножения хлебов народ был свидетелем и участником этого «знамения», но не устоял перед земным соблазном. Теперь же подъем той необыкновенной ночи, когда Иисуса хотели даже провозгласить царем, миновал. Людям показалось, что они очнулись ото сна и пришли в себя. «Не он ли Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем? — с сомнением спрашивали одни. — Как же он теперь говорит: «Я сошел с неба»?» А другие считали себя обманутыми: «Как он может дать нам есть плоть?»
Прот. А. Мень. С. 171–172.
В сумрачной синагоге осталось только двенадцать растерянных учеников, которые не знают, что Ему сказать. Он смотрит по очереди на каждого и вдруг с нежной любовью задает вопрос — печальный и очень человеческий. Здесь Бог на шаг отступает перед Рожденным женщиной:
« Не хотите ли и вы отойти?» Тогда Петр-Симон, полагая, что говорит от имени всех, восклицает: « Господи! К кому
нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». На это восклицание, которое должно было утешить Оставленного, сначала не последовало никакого ответа. Двенадцать учеников, не отрываясь, смотрели на скорбное лицо Иисуса. Но достаточно было одного из них, чтобы омрачить свет, сияющий в глазах одиннадцати. Наконец, Иисус ответил: «Не двенадцать ли вас избрал Я?» И тихим, несомненно, голосом добавил горькие слова: «Но один из вас дьявол…»
Ф. Мориак. С. 111.
Если Иуда и вздрогнул от этих слов, то не подал виду, что они относятся к нему; остальные же замерли в ужасе…
Прот. А. Мень. С. 172.
Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Иоанн. 6, 59.
И, заглушая гул разделившейся на два лагеря толпы, без конца звучит один и тот же вопрос: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?»…
Ф. Мориак. С. 110.
Что удивительного, что хлеб и вино бывают Телом и Кровию Христовою и в них Христос почивает, как душа в теле .
И. Кронштадский. С. 114.
Прошли целые века и ряд потрясений над Капернаумом, в исполнение того проклятия, которое Пророк Галилеи изрек на него за то, что он не принял принесшего ему спасения. Неверный город исчез, но озеро, природа и небо не изменились. Это именно те самые холмы, на которые восходил Иисус, один или вместе с учениками, для молитвы и для беседы с народом; те самые тропинки, по которым Он ступал; те самые камни, выбеленные прибоем, на которых Он отдыхал; те самые берега, покрытые олеандрами и кактусами, по которым Он шествовал. Это тот же горизонт: к западу, около зеленеющей равнины Генисаретской, Вербная долина, с обрывистыми красноватыми скалами, по которым Он пришел из Назарета, и Медждельский холм со своей разрушенной башней, может быть древнее жилище Марии Магдалины; ближе к Капернауму Вифсаида, родина любимейших Его апостолов; к востоку город Юлия и уединенные горы, где в первый раз Он умножил хлебы, страна Гергесинцев и Керса, где он изгнал демонов; к югу безбрежное озеро и облитое светом небо.